В целом я смотрю и анализирую отчеты всех публичных (и еще сколько-то непубличных) компаний в России. От этого глаз условно "наметывается" и начинают проступать общие тенденции по рынку. Грубо говоря, я складываю множество информации в черный ящик подсознания, а оно потом само трансформирует данные в идеи.
Сегодня, сразу после традиционной чашки кофе, подсознание обобщило следующие факты и выдало следующие мысли.
Буквально у всех бизнесов, но сильнее всего у тех, которые завязаны на потребительский сектор, я вижу одно и тоже - опережающий рост расходов на персонал. Проще говоря, зарплаты растут. В среднем на 15 - 25% год\году. Поскольку рост идет не в отдельных компания, или отдельных секторах, а фронтально, это явная тенденция, которую бизнес не может контролировать. Нехватка рабочих рук трансформируется в рекордно низкую безработицу и рост зарплат. Для работников это прекрасно, а вот бизнес пока справляется плохо.
Но дело даже не в недополученных прибылях. ЦБ упорно борется с инфляцией путем удушения экономики. В моменте даже удается побеждать. Но если инфляция у нас 8% и снижается, а доходы работников растут на 20 - 25%, получается накапливается огромная избыточная масса ликвидности. Временно ее удается придерживать высокими ставками на депозитах. Но глобально у нас усиливается дисбаланс, который невозможно разрешить без окончания СВО. Рано или поздно такой дисбаланс наберет критическую массу и обернется уже реальными проблемами в экономике. Например, инфляция перестанет реагировать на ставку и мы угодим в спираль стагфляции.
На мой взгляд, потенциал внутренней мобилизации российской экономики заканчивается. Относительно безболезненно купировать санкции и снижение нефти, и параллельно оплачивать СВО становится все сложнее.
П.С. В подтверждение моих мыслей вчера появились слухи про возможное повышение НДС с 20% до 22%.
П.П.С. А еще прочитал, что с октября утилизационный сбор для физиков сравняется с крупными закупщиками. То есть везти машину параллельным импортом лично себе станет бессмысленно.
Оказывается вокруг Делимобиля развернулась целая дискуссия! "Смелые" блогеры пишут, что компания на грани банкротства (когда Debt\EBITDA перевалил цифру 6, предсказать подобное не сложно), а IR требует пост удалить и угрожает отлучить блогеров от тела и больше не приглашать на вечеринку с крабовыми бутербродами.
Ну вы поняли.
А я просто отмечу интересные моменты из отчетности, на которые обратил внимание.
1) Во-первых, главная проблема. DELI не долг, а себестоимость. При росте выручки на 16%, себестоимость раздулась на 36%. Вот эта вот дельта в 20% превратилась в те самые 2 млрд убытков. Вопрос тут исключительно к менеджменту, как они так оптимизируют издержки, что с огромным отрывом проигрывают инфляции?
И вот это направление - себестоимость - единственное и главное, которым нужно заниматься ежедневно. В презентации, кстати, целых 4 пункта про сокращение издержек, но в целом "масло масленное".
2) Про долг. Он большой и даже критический. Вот только известно это стало не сегодня, а еще год назад (и я конечно про это где-то писал). Гении, которые пишут про критическое состоянии компани после выхода текущего отчета, отстают от паровоза на млн световых лет и 100+ рублей падения котировок. НО!!
- за год долг вырос только на млрд при убытках 2+ млрд. То есть в целом долг под контролем и компания пока справляется (хотя и на грани);
- процентные расходы год\году прибавили 50%, с 2+ до 3+ млрд. При снижении ставки DELI будет полегче.
- главный вызов в 2026 году, где нужно рефинансировать сразу 18 млрд (60%);
Общий вывод. Если сократить издержки, улучшить маржу и дождаться снижения ставки, то можно обойтись вообще без допки, или малой кровью.
3) Про операционку. Хотя количество клиентов растет, частотность заказов упала (быть может виноваты проблемы с интернетом?). Но еще хуже, что падает средняя стоимость поездки. Конкуренция.
4) Про стратегию. И это на мой взгляд это главная уязвимая точка. Мы уже отметили, что менеджмент плохо справляется с себестоимостью. Но и критическая долговая нагрузка их ничему не научила!! В презентации компания так и пишет: "Будем АГРЕСCИВНО наращивать парк (долг) при снижении ставок". То есть парни (девушки, ребята, люди) хотят еще больше долга и операционных расходов.
Хочу пожелать DELI удачи в развитии каршеринга в стране, но стратегия менеджмента мне категорически не нравится. На мой взгляд сейчас время для тотальной экономии и работы над издержками. Вместо этого менеджмент берет еще больше риска.
П.С. Маркетинг на чувстве вины! В презентации явно намекают, что вы - люди, не бережете природу. Ведь один каршеринговый ларгус заменяет 5 - 6 личных авто. Берегите природу, берите в аренду Дели!
На мой взгляд самый интересный слайд из презентации главного аналитика Т-банка - Софьи Донец. Он показывает разбивку в темпах роста и динамике производства по секторам экономики. Пока на ВЭФ Греф спорил с правительством о том, наступило ли уже торможение, или только замедление, мы видим принципиально иную картину.
Госзаказ, оборонка и фармакология в отличном плюсе.
Энергетика и добыча полезных ископаемых примерно около нуля (но тут почти нет пространства для роста).
А вот остальных ситуациях ситуация похожа на тотальный обвал. Металлургия, деревообработка, легкая промышленность, транспорт - эти сектора уже либо в рецессии, либо в огромном кризисе!!
В целом для экономики выходит как в анекдоте: "Если у меня капуста, а у тебя мясо, то в среднем у нас голубцы". Но, повторюсь, проблемы нарастают не у отдельных предприятий. Рецессия уже в целых секторах экономики и компенсирует ее только рост гос\оборонзаказа.
Второй важный тезис из выступления Софьи лежит на поверхности. Экономика это огромный паровоз, имеющий огромную инерцию. Даже если сегодня быстро и решительно снизить ставку (чего не произойдет), она все равно продолжит тормозить. Это значит, что как минимум следующие 2 квартала ситуация в среднем продолжит ухудшаться.
Интересное мнение по валюте в Форбс.
https://www.forbes.ru/mneniya/544687-lucsaa-valuta-kakim-dolzen-byt-spravedlivyj-kurs-rubla