Давайте обсудим самую горячую тему прошлой недели. Министерство энергетики рассматривает для компаний сектора (генерация, сети, сбыты) введение специального закона, который ограничивает выплату дивидендов, если размер капекса превышает чистую прибыль общества.
Тут нужно сказать, что это еще даже не законопроект, а только первые наработки и никто ничего не только не принимает, но и не рассматривает. Но дыма без огня не бывает, а направление мысли государства (или его части) инвесторы уловили. Так что акции сетевых компаний на новости рухнули на 10 - 15%, что на нашем рынке бывает не так уж и часто.
Мое мнение по поводу этого потенциального закона такое. Что-то подобное принять могут, но скорее всего он не коснется МРСК. Объясню свою логику:
1) Во-первых, в выручке сетей уже предусмотрена специальная надбавка, которую компании направляют на инвестиции. Это работающий механизм, который нет смысла менять.
2) Во-вторых, согласно распоряжению Правительства РФ от 11.06.2021 №1589-р, гос компании обязаны направлять 50% чистой прибыли на дивиденды. Если требуются исключения (те же Россети или свежий пример - Руссгидро), ничего не мешает принять отдельные поправки, а не целый отдельный закон.
3) В-третьих, дивиденды от МРСК являются источником денег для финансирования инвестиционной программы самих Россетей.
То есть если говорить применительно к МРСК, то у них вся законодательная база для осуществления инвестиций подготовлена. Ничего придумывать не надо. А вот на кого действительно может быть направлен закон, так это на пока еще частные генерирующие компании. Фортум, Юнипро, Т-плюс. Вот эти компании могут быть недоинвестированы, что ограничивает потенциал развития регионов. И вот такой (откровенно странный и кривой) законопроект может быть направлен на эти бизнесы.
Уверять вас, что тупой и кривой закон точно не примут, я не буду. Мы в России все таки живем. Но акции МРСК с потенциальной 20% ДД на просадке прикупил. Ну а там посмотрим, куда кривая вывезет.
Администрация Трампа запускает масштабную финансовую реформу: Конгресс голосует за три ключевых закона, которые перевернут крипторынок и традиционные платежи. Первый этап голосования прошел, впереди второй, на котором республиканцев голосовавших против уже «обработали» судя по заявлениям.
Что нас ждет в случае успеха?
CLARITY Act: конец войне SEC с криптой
Закон вводит ясное определение: Bitcoin, Ethereum и другие децентрализованные активы – это товары (как золото или нефть), а не ценные бумаги.
Это значит:
• SEC больше не сможет преследовать проекты (как в случае с Telegram).
• CFTC (регулятор товарных рынков) возьмет на себя надзор, правила станут мягче.
• Криптобиржи получат легальный статус, а инвесторы – защиту.
GENIUS Act: смерть банковской монополии
Стейблкоины (USDT, USDC) официально признаются платежным средством, но с жесткими требованиями:
• 100%-ное обеспечение долларами или гособлигациями.
• Обязательный аудит резервов.
Но главное – банки смогут выпускать свои цифровые доллары, конкурируя с Tether и Circle. А переводы между ними будут работать без посредников (Visa/SWIFT) – быстрее и дешевле.
Anti-CBDC Act: запрет на "цифровой ГУЛАГ»
Закон блокирует создание CBDC (цифрового доллара), который, по мнению республиканцев, превратился бы в инструмент слежки.
Что это даст рынку?
• Bitcoin может взлететь до $200 тыс. К концу 2025 – институции начнут массово вкладываться.
• Капитализация стейблкоинов вырастет в 10 раз (до $3.7 трлн к 2030 г.).
• Банки станут криптодружелюбными: JPMorgan уже тестирует свою stablecoin.
Обратная сторона:
- Госдолг США ($37 трлн) продолжает расти, и криптореформы его не уменьшат.
- Coinbase предупреждает: если Конгресс не сократит расходы, доллар потеряет статус резервной валюты, а биткоин – усилит позиции.
Даже если законопроекты не пройдут сейчас, сам факт того, что их пытаются продвинуть, — уже очень хороший знак! Интересно наблюдать, как с каждым днём становится всё меньше скептиков в отношении криптовалютного рынка. 😁
Уже несколько лет я рассказываю о том, насколько это может быть удобно и безопасно. С инвестиционной точки зрения, риски здесь значительно ниже, чем в традиционных финансах.
Почему Биткоин и USDT в серой зоне по законам РФ, и что это значит для инвесторов?
Иногда натыкаюсь на разъяснения авторов, которые пытаются подтянуть криптовалюту под российские реалии, в частности под достаточно молодое понятие ЦФА. Давайте разберемся:
📌 Обратимся к первоисточнику:
Согласно п. 3 ст.1 Закона, цифровая валюта — это:
- электронные данные, которые могут использоваться как средство платежа или инвестиции.
- не являются денежной единицей РФ, иностранного государства или международной расчетной единицей.
- не имеют обязанного лица перед держателями (кроме оператора системы, который лишь обеспечивает техническую работу).
Следовательно, ни биткоин, ни популярные стейблкоины (USDT, USDC) не подпадают под понятие "цифровой валюты" в России.
🔍 Сопоставляем:
1. Bitcoin — уже официальная валюта
Закон принят в 2020 году, 5 лет назад криптовалюты еще не были признаны деньгами ни в одной стране. Но сейчас:
Сальвадор и ЦАР сделали Bitcoin законным платежным средством.
По букве закона, если актив — денежная единица иностранного государства, он не может считаться цифровой валютой в РФ.
2. USDT и USDC — обязательства эмитентов
Стейблкоины тоже не проходят по критериям, потому что:
Tether Limited (эмитент USDT) заявляет, что каждый токен обеспечен резервами (долларами, коммерческими бумагами и т.д.). То есть компания фактически признает себя обязанной перед держателями.
Circle (эмитент USDC) прямо называет токен своим "обязательством", обеспеченным 1 USD.
➕ Какие плюсы серой неопределенности?
✅ Гибкость использования
· Можно покупать/продавать криптовалюты через иностранные биржи без жестких ограничений (пока).
· Нет запрета на P2P-обмен и переводы между кошельками.
✅ Меньше бюрократии
· Не нужно получать лицензии, как для операторов ЦФА.
✅ Возможность легальной оптимизации
· Доходы от криптовалют можно декларировать как "иное имущество", а не как валютные операции.
· Санкционные риски пока не мешают работать через нейтральные юрисдикции (ОАЭ, Турция).
💡 Сравним с мировыми державами, чтобы стало совсем позитивно:
- В ЕС и США стейблкоины уже регулируются как "электронные деньги" или ценные бумаги, например, USDC подпадает под SEC. (и вообще SEC что делает очень много головняка, вспоминаем кейсы Binance и Coinbase).
- В Китае с 2021 года все операции с криптовалютами вообще запрещены, включая майнинг и торговлю.
Что дальше?
Пока Минфин и ЦБ раздумывают о легализации криптовалют в международной торговле для обхода санкций, инвесторам стоит:
держать активы на регулируемых зарубежных биржах (например, Bybit).
Следить за инициативами по регулированию, хотя Набиуллина дала понять о своем нейтральном отношении к криптотенденциям, потребности бизнеса могут оказаться выше и мы увидим новые законы.