🧮 Крупнейший национальный авиаперевозчик Аэрофлот представил в пятницу свою финансовую отчётность по МСФО за 6 мес. 2025 года, а также провёл конференц-звонок. Событий много по этой компании, новостей много, поэтому располагайтесь поудобнее в вашем кресле - самое время их детально проанализировать.
📈 Начнём с того, что выручка компании за первое полугодие увеличилась на +10% (г/г) до 414,8 млрд руб. Такой результат обусловлен как ростом перевозок пассажиров, так и увеличением среднего чека. Комбинация таких факторов, как увеличение реальных доходов населения, в сочетании с открытием новых маршрутов, позволяет компании стабильно наращивать выручку двузначными темпами, и на графике ниже это прекрасно видно.
Из хороших новостей: Аэрофлот открыл дополнительные рейсы из ключевых городов России: Санкт-Петербург, Казань, Калининград, Уфа и Екатеринбург. И на конференц-звонке менеджмент отдельно подчеркнул, что это способствует оптимальной загрузке самолетов и повышает общую эффективность флота. Сам часто летаю, вижу отсутствие свободных мест, поэтому охотно в это верю.
📈 Взглянув на операционные метрики, можно заметить, что у компании продолжает расти пассажирооборот на международных линиях (+7,7% г/г), которые являются для эмитента высокомаржинальными. К слову, дальневосточный хаб не случайно нарастил пассажиропоток более чем в 1,5 раза - во многом такая динамика стала возможной благодаря активному освоению азиатских направлений.
📉 При этом ситуация в авиаотрасли остаётся непростой. Резкий рост расходов на персонал и аэропортовые сборы, а также снижение компенсационных доходов по топливу привели в итоге к сокращению скорректированного показателя EBITDA за 6m2025 на -29,4% (г/г) до 82,8 млрд руб.
📈 Аэрофлот активно пользуется стратегией валютного хеджирования, благодаря которой крепкий рубль оказывает позитивное влияние на итоговый финансовый результат компании. В том числе и благодаря этому чистая прибыль в отчетном периоде выросла на +75,7% (г/г), достигнув 74,3 млрд руб.
💼 Благоприятная курсовая динамика положительно отражается и на долговой нагрузке компании. Чистый долг за полгода сократился на -20% до 476 млрд руб., а соотношение чистого долга к EBITDA снизилось с 2,5х до 2,3х.
📣 На конференц-звонке прозвучало множество вопросов касательно страхового урегулирования авиапарка. На текущий момент уже с 209 самолетов снята двойная регистрация, ещё около 17 самолетов перейдут под страховое урегулирование во второй половине текущего года. Менеджмент компании подчеркнул, что это повысит гибкость компании при управлении флотом на международных линиях и фактически снимет юридические риски, связанные с иностранным флотом.
Что касается внутренних перевозок, то руководство подчеркнуло, что активно развивает Красноярский хаб, где оптимизация расписания позволяет максимально эффективно использовать флот и достигать высоких показателей загрузки кресел и доходности.
👉 Несмотря на эффект высокой базы, Аэрофлот ( $AFLT ), как мы видим, постепенно продолжает наращивать финансовые показатели, подтверждая эффективность своей бизнес-модели и статус №1 среди отечественных авиаперевозчиков. И хотя вызовы в авиаотрасли никуда не делись, Аэрофлот демонстрирует стратегическую гибкость, а заметное сокращение долга, освоение новых высокомаржинальных международных направлений и развитие хабов говорят о том, что компания постепенно адаптируется к новым реалиям, и даже начинает закладывать фундамент для будущего роста.
Давайте также не забывать, что в бизнесе Аэрофлота присутствует сезонность и традиционно самые сильные результаты наблюдаются в третьем квартале, поэтому с нетерпением буду ждать следующий квартальный отчет эмитента, который мы обязательно проанализируем вместе с вами!
❤️ Не забывайте ставить лайк под этим постом! И хорошей вам рабочей недели, друзья!
👉 Подписывайтесь на мой телеграмм-канал и будьте на шаг впереди рынка! У себя я публикую уникальный авторский контент, которого зачастую больше нигде нет!
👀 #Аэрофлот опубликовал финансовые результаты за 1 полугодие 2025 года по РСБУ — и картина, на первый взгляд, кажется триумфальной. Чистая прибыль выросла в 3 раза по сравнению с прошлым годом, достигнув 107,8 млрд рублей. Но стоит копнуть чуть глубже — и становится видно, что реальная устойчивость бизнеса пока далека от идеала.
📈 Выручка выросла на 12,2% до 350,2 млрд рублей. Основной вклад — рост рейсов авиакомпании, включая грузопочтовые перевозки и рейсы под коммерческим управлением. Поддержал динамику также рост пассажирооборота на 7,2%, особенно на международных направлениях (+12,9%).
📉 Однако этот рост не бесплатный. Себестоимость подскочила на 15,4%, до 349,5 млрд рублей, опережая темпы выручки. Причины — рост объёмов полётов, дорожающее техобслуживание, повышение зарплат, цены на топливо, а также расширение программы «Шаттл».
⌛ Результат — валовая прибыль практически обнулилась: всего 687 млн рублей за полугодие против 9,2 млрд рублей годом ранее. А прибыль от продаж вообще ушла в минус: –10,4 млрд рублей, причём ещё в первом квартале. Во втором квартале ситуация улучшилась — 2,1 млрд прибыли от продаж, но пока этого недостаточно для устойчивости.
💡 Так откуда же взялась фантастическая чистая прибыль в 108 млрд? Всё дело в единоразовых неденежных факторах:
⚠️ 76,3 млрд руб. — курсовые разницы
⚠️ 46,3 млрд руб. — страховое урегулирование
⚠️ 10 млрд руб. — дивиденды от Победы
💸 Если всё это исключить, то реальная (скорректированная) прибыль — всего 5,8 млрд рублей за полугодие и 4 млрд во втором квартале. Это в три раза меньше, чем годом ранее. То есть операционная эффективность компании просела, и текущая прибыль — не результат стабильной работы, а эффект от финансовых обстоятельств.
🌐 Аэрофлот продолжает наращивать маршрутную сеть и фокусироваться на международных рейсах, где доходность выше. Но бизнесу нужно срочно решать вопрос с растущими расходами, особенно на обслуживание, персонал и ИТ. Без этого даже рекордная выручка не даст устойчивой прибыли.
🕯 Инвесторы смотрят на отчёт сдержанно. Акции компании торгуются вблизи 60–62 руб., и мой прогноз остаётся нейтральным с целевой ценой 63 руб. на год. Без структурных изменений в себестоимости и более устойчивого денежного потока ожидать реального рывка пока рано.
📊 Касательно мультипликаторов:
🔹 EV/EBITDA: 3,6 — низкая оценка компании.
🔹 P/E: 3 — быстрая окупаемость инвестиций, выглядит привлекательно.
🔹 P/S: 0,3 — компания торгуется с большим дисконтом к выручке.
🔹 P/B: -11 — отрицательный показатель связан с отрицательным капиталом.
🔹 Рентабельность EBITDA: 23% — хороший уровень операционной рентабельности.
🔹 ROA: 7% — умеренная отдача на активы.
📌 Аэрофлот показал красивую прибыль, но она построена на разовых эффектах. Операционный бизнес остаётся под давлением. Инвесторам стоит следить не за итоговой цифрой, а за качеством прибыли. Именно оно определит, взлетят ли акции по-настоящему — или снова будут ждать попутного ветра.
✈️ Котировки акций Аэрофлота упали к своим полугодовым минимумам после масштабного киберинцидента. Стоит ли рассматривать это как точку входа или впереди нас ждут новые потрясения? Давайте попробуем оперативно разобраться в этой непростой ситуации!
💻 В понедельник IT-инфраструктура российского авиаперевозчика №1 подверглась серьёзной кибератаке, в результате которой компания была вынуждена отменить 59 парных рейсов из Москвы (туда-обратно) из изначально запланированных 260. Однако уже во вторник компания практически восстановила нормальное функционирование.
Специалисты по кибербезопасности отмечают, что при реализации благоприятного сценария есть вероятность полной стабилизации расписания уже до конца текущей недели, но при одном важном условии: если доступ к системам резервирования будет восстановлен в самое ближайшее время.
📉 Особенно болезненным для Аэрофлота этот инцидент оказался именно сейчас, в разгар летнего сезона, когда спрос на авиабилеты традиционно достигает максимума. В летние месяцы авиакомпании традиционно компенсируют слабую динамику бизнеса в межсезонье, поэтому потеря даже небольшой доли пассажиров может нанести ощутимый финансовый ущерб.
Именно поэтому для главного соперника Аэрофлота, авиакомпании S7, вчерашняя атака стала самым настоящим подарком (пусть простят они меня за такой вывод). В пиковый сезон воздушные перевозки особенно чувствительны к малейшим сбоям, и пассажиры, разочарованные ситуацией, вполне могут переключить свое внимание на альтернативные рейсы. Впрочем, эффект для S7 и других конкурентов Аэрофлота будет очень кратковременным: со временем эмоции улягутся, и клиенты вернутся к привычным маршрутам. Тем более, Аэрофлот по линейке авиаперелётов явный лидер в нашей стране.
🧐 Примечательно, но только за июль 2025 года хакеры совершили уже третью атаку на представителей крупного российского бизнеса. Напомню, ранее жертвами стали сеть алкомаркетов ВинЛаб (Novabev Group) и аптечная сеть Столички. А ещё во вторник вечером сервисы Почты России вдруг перестали работать - здесь я пока не спешу с выводами, но факт остаётся фактом.
Такая активность киберпреступников неизбежно повысит спрос на услуги компаний, специализирующихся на защите информационных систем, таких как Positive Technologies и Солар (дочка Ростелекома), к которым на этом фоне теперь нужно будет присмотреться более внимательно!
Особенно учитывая, что в начале года начальник управления ФСТЭК России Елена Торбенко отмечала: лишь 13% объектов критической информационной инфраструктуры соответствуют минимальным требованиям информационной безопасности.
👉 Очевидно, что результаты Аэрофлота за 3 кв. 2025 года окажутся хуже первоначальных ожиданий рынка. Во время анализа операционных показателей за 6m2025 мы с вами отмечали высокую вероятность новой волны распродаж после дивидендной отсечки, но даже не подозревали, что падение будет столь стремительным. И это является очередным доказательством того, что чёрных лебедей никто и никогда не отменял!
В любом случае становиться акционером Аэрофлота лично у меня пока желания не возникло. А вот если вдруг котировки направятся в район 50 руб. и даже ниже, то тогда, возможно, я буду действовать! Но уж точно не сейчас.
❤️ Ставьте лайк под этим постом, если вы дочитали его до конца и для вас он оказался действительно полезным и интересным.
👉 Подписывайтесь на мой телеграмм-канал и будьте на шаг впереди рынка! У себя я публикую уникальный авторский контент, которого зачастую больше нигде нет!
"Компания без долгов - никогда не разорится".
Однако многие гиганты российского рынка, длительное время существуют с триллиоными долгами. Что бы здраво оценить возможности таких компаний, достаточно обратить внимание на их чистый долг, то есть разницу наличности и долга.
Я строго избегаю компаний с критическим чистым долгом. Скорее наоборот, чем ниже долговая нагрузка, тем надёжнее, в идеале отрицательный чистый долг с хорошим запасом прочности.
Итак, топ акций, с огромным чистым долгом, которые я обхожу стороной и рекомендую относиться к таким инвестициям предельно осторожно.
1.Аэрофлот AFLT чистый долг 597 млрд. Не в обиду сказано, но "сбитый летчик", типичная жертва пандемии и санкций, возможно неэффективное госучастие.
2.Русал RUAL, владеет крупной долей акций Норильского Никеля 27.86%. Собственно из позитивного всё. Чистый долг компании 584 млрд.
3.АФК Система AFKS Чистый долг превышает 1, 320 трлн. руб.
Несомненно у компании довольно крутой кейс из дочерних компаний,( особенно "дойная корова" МТС), однако, и МТС, и Сегежа также закредитованы по "не балуйся". Да есть Озон и другие, более финансово здоровые... но сегодня про "долги"
4.Газпром GAZP, крайне неэфективная компания с капитализацией 5 трлн. и полумиллионным штатом сотрудников. (к примеру Новатэк с капитализацией 3.8 трлн., справляется имея 22000 сотрудников. Как то так.
Чистый долг Газпрома 5,723 трлн. рублей. Разумеется у компании крутейшие дочки Газпромнефть, Газпром Банк и Газпром Энергохолдинг, но "наше всё" не слишком хорош, что не упасть, нифига не "Too big to fail".
5.Роснефть ROSN Чистый долг 5,72 трлн. рублей. Политизированная компания с госучастием, из позитивного считаю только "дочку" Башнефть, через которую качает, нет, не нефть, а двухзначные дивиденды.
На этом всё, друзья. Не теряйте деньги, с осторожностью отнеситесь к компаниям с высокой долговой нагрузкой.
#инвестиции #акции #фондовыйрынок #Газпром #Роснефть #афксистема #русал #аэрофлот #долговаянагрузка #чистыйдолг
Общая информация о компании
Аэрофлот — крупнейший авиаперевозчик России и одна из ведущих авиакомпаний Восточной Европы. Компания была основана в 1923 году и на сегодняшний день является национальным авиаперевозчиком страны.
Текущее положение на рынке
Рыночная позиция компании характеризуется:
Контрольным пакетом на внутренних авиалиниях
Широкой международной сетью
Современным флотом
Высоким уровнем сервиса
Финансовые показатели
Ключевые метрики демонстрируют восстановление после пандемийного кризиса:
Рост пассажиропотока
Увеличение загрузки рейсов
Оптимизация затрат
Работа над повышением рентабельности
Дивидендная политика
Дивиденды в настоящее время:
Компания временно приостановила выплаты
Фокусируется на накоплении резервов
Планирует восстановление дивидендных выплат
Имеет потенциал для высоких выплат в будущем
Риски инвестирования
Основные риски связаны с:
Волатильностью цен на топливо
Санкционными ограничениями
Зависимостью от импортных запчастей
Колебаниями курса валют
Конкурентной средой
Перспективы развития
Стратегические направления компании включают:
Обновление флота
Развитие внутренних маршрутов
Оптимизация маршрутной сети
Внедрение цифровых технологий
Повышение операционной эффективности
Технический анализ
Ценовой график акций показывает восстановление после кризисного периода. Компания имеет потенциал роста при стабилизации отрасли и восстановлении международного авиасообщения.
Инвестиционные рекомендации
Целевая цена акций Аэрофлот на горизонте 12 месяцев предполагает потенциал роста 20-25%. Рекомендуется рассматривать акции компании как часть диверсифицированного инвестиционного портфеля с горизонтом инвестирования от 1.5 лет.
Заключение
Акции Аэрофлот представляют интерес для инвесторов, ориентированных на восстановление отрасли после кризиса. Компания обладает сильным брендом и потенциалом роста при стабилизации ситуации в авиаотрасли. Однако инвесторам следует учитывать отраслевые риски и волатильность рынка авиаперевозок.
Важно: перед принятием инвестиционных решений необходимо провести собственный анализ и учесть текущую рыночную ситуацию.
#Аэрофлот #Аэрофлотакции #авиакомпания #авиаперевозки #инвестиции #дивиденды #авиаотрасль #акциикомпаний #инвестиции2025 #дивидендныйсезон #авиарынок #долгосрочныеинвестиции #финансовыйанализ #техническийанализ #рынокреалисти #бизнес #экономика #финансы #investments #stocks #airlines #dividends #marketanalysis #investmentstrategy
▫️ Капитализация: 258,7 млрд / 65,9₽ за акцию
▫️ Выручка ТТМ: 873,4 млрд ₽
▫️ EBITDA ТТМ: 227,3 млрд ₽
▫️ Чистая прибыль ТТМ: 83 млрд ₽
▫️ скор. ЧП TTM: 51,2 млрд ₽
▫️ P/E ТТМ: 5,1
▫️ fwd дивиденд 2024: 8%
👉 Несмотря на весь оптимизм, результаты за 1п2025 далеко не самые лучшие. Выручка выросла всего до 190,2 млрд ₽ (+9,6% г/г), скор. EBITDA упала до 49 млрд ₽ (-17,4% г/г), скор. ЧП: -11,2 млрд ₽ (если скорректировать на курсовые разницы, результат хеджирования и доход от восстановления резервов).
✅ Впервые с 2018 года Аэрофлот вернулся к положительному капиталу по МСФО, показатель составил 1 млрд рублей (на долю акционеров). Оздоровление баланса продолжается, ограничений на выплату дивидендов больше нет.
✅ Чистый долг с начала года сократился на до 541 млрд рублей при ND / скор. EBITDA = 2,4. Долговая нагрузка всё еще высокая, но начинает выглядеть более комфортной.
✅ СД Аэрофлота рекомендовал выплатить 50% от скорректированной чистой прибыли или 5,27 рублей на акцию, див. доходность по текущим ценам 8%. Это первые дивидендные выплаты за 6 лет.
📊 Возможность выплачивать дивиденды появилась после выхода на положительный капитал (сформирован разовыми бумажными доходами, но это не так важно) и постепенному отказу государства от прямой поддержки. Прямые субсидии убрали, демпфер сокращается, остался только льготный лизинг.
❌ Затраты на предельный пассажирооборот (за исключением прочих доходов / расходов) выросли на 12,1% г/г до 5,31 рублей. Рост быстрее выручки и растут в основном постоянные статьи расходов.
❌ Операционные показатели продолжают замедляться: общий пассажирооборот вырос только на 0,8% г/г до 11,6 млн пассажиров, занятость кресел сократилась до 88,1%. Пока все указывает на то, что компания уперлась в потолок по спросу и занятости и пока тут расти особо некуда.
Вывод:
Как только Аэрофлот более-менее оправился от череды кризисов, государство сразу решило достать дивиденды. Для миноритариев это хорошо, но пока все указывает на то, что 2025й год будет хуже: спрос охлаждается, расходы растут быстрее выручки + запаса ликвидности особо нет, а долг после выплаты дивидендов снова увеличится.
На мой взгляд, компания остается очень дорогой и идеи в акциях нет и близко. Из-за больших допэмиссий кажется, что акции глобально где-то на дне, но это только кажется... Капитализация на хаях.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией