💭 Рассмотрим ключевые факторы, определяющие его инвестиционную привлекательность...
💰 Финансовая часть (1 п 2025)
📊 Холдинг получил чистую прибыль в размере 5,9 млрд рублей, что значительно меньше прошлогоднего показателя в 15,2 млрд рублей. Основной вклад в финансовую прибыль внесла страховая компания ВСК, обеспечившая почти половину общей прибыли группы благодаря успешным инвестициям. Лизинговая компания Европлан также осталась прибыльной, заработав 1,9 млрд рублей.
🧐 Общая стоимость активов холдинга снизилась на 12%, преимущественно из-за уменьшения объема лизинговых операций Европлана. Несмотря на сокращение активов, капитал холдинга остался стабильным, составив 100 млрд рублей.
👨💼 Заместитель гендиректора SFI отметил, что несмотря на снижение финансовых результатов, дочерние компании успешно приспособились к новым экономическим реалиям, особенно страховые подразделения, продемонстрировавшие рост прибыли. Компания намерена продолжать выплату дивидендов акционерам в рамках своей стратегии увеличения стоимости акций, рассчитывая таким образом повысить инвестиционную привлекательность SFI.
🫰 Оценка
😎 По сравнению с такими холдингами, как Эн+ или АФК «Система», преимущество данного холдинга заключается в качестве активов: головная компания не имеет долгов, а большинство активов обладают высоким качеством.
🗿 Исторически холдинг оценивался рынком со значительной скидкой, особенно после проведения обратного выкупа акций. Поскольку многие активы не были публичными, их рыночная оценка была заниженной, что также наблюдалось в случае с АФК до вывода на рынок ключевых активов холдинга.
✅ Дисконт мог объясняться недостаточной прозрачностью в распределении капитала и закрытым характером управления компанией. Однако ситуация изменилась после того, как Европлан вышел на IPO. Руководство стало более открытым для акционеров, а после переоценки основного актива и погашения казначейских акций холдинг приблизился к своей справедливой стоимости, которая сейчас соответствует совокупной стоимости его активов.
📌 Итог
💪 Холдинг демонстрирует положительные результаты финансовой деятельности и имеет диверсифицированную бизнес-модель с уклоном в сегмент финансов.
⚠️ Где кроется возможный риск? В управленческих расходах. Есть примеры, такие как АФК, где значительная часть дохода уходит на зарплаты и бонусы топ-менеджмента. Если миноритариев продолжат уважать, будут выплачиваться дивиденды, а доходы головной компании не уйдут полностью на премии, то оценка холдинга останется на справедливом уровне, соответствующем суммарной стоимости его активов.
🎯 ИнвестВзгляд: Это крайне интересный актив сейчас. При снижении ключевой ставки рынок отыграет это в финансовых компаниях, основу которого и составляет бизнес. Доля в портфеле небольшая, при возможности будет увеличиваться.
📊 Фундаментальный анализ: ✅ Покупать - головная компания свободна от долговой нагрузки, качество большинства активов высокое, к тому же дочерние компании демонстрируют адаптацию к изменениям экономических условий.
💣 Риски: ☁️ Умеренные - основной риск заключается в управленческих расходах и возможной концентрации доходов на премиях топ-менеджмента.
✅ Привлекательные зоны для покупки: 1215р / 1185р / 1080р
💯 Ответ на поставленный вопрос: Холдинг демонстрирует готовность к дальнейшему росту благодаря ряду значимых факторов: страховая компания ВСК смогла увеличить прибыль благодаря грамотным инвестициям, а лизинговая компания Европлан сохраняет устойчивость даже при сокращении лизинговых операций. Активы головного офиса отличаются высоким качеством и отсутствием задолженностей. Все подготовлено для роста при снижении ключевой ставки.
👍 - спасибо, полезно
👎 - не понравился пост
🤔 А если еще не подписаны на "ИнвестВзгляд", то ждем вас в профиле ❗
$SFIN #SFIN #SFI #ЭсЭфАй #инвестиции #финансы #ВСК #Европлан #лизинг #страхование #дивиденды
Лизинговая компания #Европлан отчиталась за первое полугодие 2025 года — и цифры оказались тревожными. Чистая прибыль рухнула сразу на 78%, до 1,9 млрд руб. против 8,7 млрд руб. годом ранее. Во втором квартале прибыль составила всего 0,5 млрд руб., что почти в три раза меньше, чем в первом квартале. Главные причины — высокая ключевая ставка ЦБ и рост резервов на проблемные сделки (резервы достигли 12,7 млрд руб.).
Лизинговый портфель также просел — минус 21% с начала года, до 201,9 млрд руб. Это значит, что спрос на новые сделки у бизнеса сильно упал. При этом компания отмечает, что клиенты стали хуже платить по обязательствам — ожидаемая стоимость риска выросла до 7,8% (против 0,9% всего два года назад). В прогнозах на конец года эта цифра ещё хуже — до 9,5%.
Но есть и положительные моменты. Чистый непроцентный доход (например, сервисы, комиссии, страховые продукты) вырос на 20% год к году, до 8,4 млрд руб.. Во втором квартале рост оказался ещё более заметным — более чем вдвое по сравнению с первым. Это говорит о том, что бизнес пытается диверсифицировать доходы, компенсируя слабый рынок лизинга.
По рентабельности показатели тоже заметно упали: ROE снизился с 36,7% до 16,5%, а ROA — с 6,4% до 2,9%. Тем не менее капитал остаётся на комфортном уровне — 46 млрд руб., с высоким запасом прочности (достаточность капитала первого уровня — 22,6%).
Менеджмент прямо признаёт: 2025 год пройдёт под знаком выживания. Высокая ставка ограничивает доступность финансирования для малого и среднего бизнеса, и это напрямую бьёт по спросу на лизинг. Сценарий на ближайшее будущее неблагоприятный: прогноз по портфелю снижен с 222 млрд до 171 млрд руб., а чистая прибыль за год может оказаться минимальной за много лет.
Вместе с этим компания продолжает работать над сервисом и клиентским опытом: запущена 24/7 поддержка, новые программы лояльности и страховки, расширены партнёрства с автопроизводителями. Европлан даже вошёл в индекс MVBI на Московской бирже — индекс компаний, создающих акционерную стоимость.
Сейчас Европлан переживает тяжёлый период. Прибыль падает, риски растут, дивиденды за 2025 год, скорее всего, не выплатят. Но в долгосрочной перспективе у компании остаются сильные позиции — она лидер в своём сегменте, работает с 165 тыс. клиентов и сохраняет прочный капитал. Ключевая надежда — снижение ставки в 2026 году, которое способно оживить спрос и вернуть бизнес на траекторию роста.
Тикер: $LEAS
Текущая цена: 628.9
Капитализация: 75.5 млрд.
Сектор: #лизинг_и_шеринг
Сайт: https://europlan.ru/investor
Мультипликаторы (на основе данных за последние 12 месяцев):
P\E - 9.41
P\BV - 1.63
P\S - 1.76
ROE - 17.4%
Активы\Обязательства - 1.22
Что нравится:
✔️ чистый непроцентный доход вырос на 17.8% к/к (3.9 -> 4.5 млрд) и за полугодие на 19.8% г/г (7 -> 8.4 млрд);
✔️ снижение чистого долга на 12.7% к/к (186.5 -> 162.7 млрд);
✔️ свободный денежный поток вырос на 10.3% к/к (24.3 -> 26.9 млрд);
Что не нравится:
✔️ чистый процентный доход снизился на 11.6% к/к (6.3 -> 5.6 млрд) и за полугодие на 0.4% г/г (11.97 -> 11.93 млрд);
✔️ чистый инвестиции в лизинг снизились на 11.3% к/к (227.5 -> 201.9 млрд);
✔️ падение чистой прибыли на 67.3% к/к (1.4 -> 0.5 млрд) и за полугодие на 78.5% г/г (8.8 -> 1.9 млрд). Основная причина - рост общего размера резервов под различные виды в 4.7 раза (2.7 -> 12.7 млрд).
Дивиденды:
Дивидендная политика предусматривает направление на дивиденды не менее 50% от чистой прибыли по МСФО (может быть и меньше в случае, если средств потребуются на наращивание портфеля.
В соответствии с данными сайта Доход в ближайшие 12 месяцев прогнозируется выплата дивидендов в общем размере 71.83 руб (ДД 11.42% от текущей цены).
Мой итог:
Второй квартал подряд идет снижение лизингового портфеля, что отражается на снижение чистых процентных доходов. Здесь, правда, компании удалось перекрыть это снижение ростом чистых непроцентных доходов. Как итог за полугодие общий чистый доход даже вырос на 7% (19 -> 20.3 млрд). Также положительным фактом является снижение общих, административных расходов и расходов на персонал (-4% г/г).
Вот только значительный рост резервирования свел все эти усилия на нет. Причем за 2 квартал объемы только увеличились (6.9 млрд во 2 кв против 5.8 млрд в 1 кв). Итог - заметное снижение чистой прибыли.
На фоне таких результатов менеджмент Европлана скорректировал свой прогноз по итогам на 2025 год:
- лизинговый портфель: 171.3 млрд. (было 233.6 млрд).
- чистая процентная маржа: 8.7% (было 8.6%).
- непроцентный доход к среднему портфелю: 7.4% (было 6.2%).
- стоимость риска: 9.5% (было 6,3%).
- ROE: 7.6% (было 15.3%).
Обращает на себя внимание увеличение прогноза по стоимости риска (текущий CoR = 7.8%), но это не значит, что будет дальнейший рост объемов резервирования. Скорее всего, это следствие прогноза по уменьшению лизингового портфеля.
Компания подтвердила, что планирует выплатить 10.5 млрд дивидендов по итогам 2025 год (из них 3.5 млрд уже выплачено), но у некоторых аналитиков есть сомнения на этот счет по причине того, что компании нужен будет запас денежных средств в такую тяжелую годину.
Уже понятно, что за 2025 год компания не покажет хороших результатов. Но цикл ослабления ДКП начался, значит можно рассчитывать, что в следующем году деловая и проектная активность начнет оживать, а за ней будет оживать и бизнес Европлана. Продолжаю держать акции компании в портфеле (доля 1.99%) и это один из активов с явной ставкой на постепенное снижение "ключа". Единственный момент, что есть вариант вместо Европлана держать акции ЭсЭфАй (который владеет долей в 87.5% компании). Он также есть у меня в портфеле, но я подумываю над тем, что может стоит долю Европлана переложить в ЭсЭфАй. Такое прокси владение получается даже чуть дешевле, но у ЭсЭфАй есть и свои риски (за владельцем компании тянется след не очень хороших решений в пользу миноритариев).
Расчетная справедливая цена - 801 руб.
*Не является инвестиционной рекомендацией
Присоединяйтесь также к моему Телеграм каналу
▫️Капитализация: 78 млрд ₽ / 649,7₽ за акцию
▫️Чистый % доход ТТМ: 25,55 млрд ₽
▫️Чистая прибыль ТТМ: 8 млрд ₽
▫️P/E ТТМ: 9,8
▫️P/B: 1,7
▫️fwd дивиденды 2025: 13,5%
✅ Несмотря на все проблемы, компания планирует выплатить 10,5 млрд р дивидендов за 2025й год (3,5 из которых уже выплачено). Из позитивного можно еще отметить, что если ожидания относительно снижения ставки ЦБ оправдаются, то мы увидим приличное восстановление бизнеса уже в конце 2025 года.
👆 Однако, я не особо верю в то, что эти дивиденды будут. Ситуация сложная как никогда, поэтому кэш компании нужен, но может и захотят поддержать инвесторов, заплатив дивы в долг (посмотрим).
📉 Лизинговый портфель с начала года снизился на 21% г/г, а объем нового бизнеса обвалился до 43,5 млрд р (-65% г/г) за 1п2025, падение сильное во всех сегментах. Чистая прибыль во 2кв2025 почти обнулилась из-за роста резервов под ожидаемые кредитные убытки на +188% г/г.
👆 Прогноз по стоимости риска на 2025й год присмотрен с 6,3% до 9,5%. Для справки: в 2024м году этот показатель был 3,4%, а в 2023м - всего 0,9%. Лизинговый портфель по прогнозам компании упадет еще на 15% до конца года.
❌ Стоит отметить, что ситуация сложная не только у Европлана. У всего сектора проблемы из-за высокой ставки: по данным Газпромбанк Автолизинг и маркетингового агентства НАПИ, рынок лизинга новых и подержанных легковых и коммерческих автомобилей по итогам 1п2025 года снизился на 40,3% в штуках.
Вывод:
Очевидно, что 3кв2025 будет слабым, но всё худшее, что могло произойти в секторе - уже произошло, так что далее должно последовать какое-то восстановление. Мое мнение по компании не изменилось, акции прилично упали и торгуются с небольшим дисконтом. Не держу, но и сильного ухудшения ситуации здесь не жду.
❗️ Кстати, в такой ситуации нужно быть осторожными с небольшими компаниями сектора, которых торгуется довольно много и новые выпуски регулярно штампуются. Возможно, что там будет немало дефолтов...
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
По данным Газпромбанк автолизинга и НАПИ, объем рынка лизинга новых легковых авто и машин с пробегом в РФ за январь-май 2025 года снизился на 32,9% до 55 тыс ед. При этом лизинговым компания все труднее реализовывать изъятые автомобили и технику. Сроки продажи выросли в 1,5 раза и доходят до полугода. На этом фоне будет полезно изучить операционный отчет Европлана за первое полугодие 2025 года.
🚗 Итак, компания в отчетном периоде закупила и передала в лизинг около 13 тыс. единиц автотранспорта и техники на сумму 43,4 млрд рублей, что ниже показателей прошлого года на 56% в натуральном выражении и на 65% по выручке. Объемы «нового лизинга» снизились на 60%. В сегментах коммерческого транспорта и самоходной техники падение составило 69% и 61% соответственно.
Видим, что Европлан завершил полугодие существенным падением объемов выдачи лизинга, обогнав (со знаком минус) средние значения по сектору. В два раза увеличился объем реализованных изъятых автомобилей, но и тут динамика настораживает, учитывая общий негативный тренд.
В секторе заметны кризисные нотки. Высокая ключевая ставка оттормаживает деловую активность в стране, что напрямую влияет на падение выручки. У нас еще нет финансового отчета, но и в нем мы увидим падение метрик. Спасательный круг в виде снижения ключа едва ли позволит вытянуть годовые показатели, но снизит градус напряженности.
💰 По итогам 2024 года Европлан выплатил 79 рублей в качестве дивидендов с доходностью в 13,1%. Однако такая щедрая выплата стала следствием успешного 2024 года, а значит за 2025 год аналогичных выплат нам ждать не стоит.
Несмотря на небольшое ралли акций компании в июле, котировки все еще далеки от уровня IPO на 875 рублях. Спред на момент написания статьи составляет порядка 24%. Интересным уровнем выступает поддержка на 580 рублях, но тут лучше дождаться отчета по МСФО, чтобы сделать окончательные выводы. В моменте мультипликаторы (P/E в 6,7 и P/B в 1,6) выглядят не так привлекательно.
❗️Не является инвестиционной рекомендацией
📉 В первом полугодии 2025 года крупнейший независимый автолизинговый игрок — #Европлан — переживает не лучшие времена. Новый бизнес просел на 65% — до 43,4 млрд рублей. Количество заключённых сделок сократилось вдвое. Казалось бы — катастрофа? Но всё немного сложнее.
👀 Что произошло?
💡 Снижение активности затронуло весь рынок автолизинга — по оценке самой компании, падение составляет 40–50%. Главные причины — высокая ключевая ставка, снижение спроса, осторожность бизнеса и граждан. Европлан решил не гнаться за объёмами, а сосредоточиться на качестве портфеля и сервисной модели.
🔍 Как выглядит структура продаж:
🔹 Легковой транспорт — 16 млрд руб. (–60% г/г)
🔹 Коммерческий транспорт — 20 млрд руб. (–69%)
🔹 Самоходная техника — 7 млрд руб. (–61%)
📈 При этом за квартал количество сделок выросло на 24% кв/кв, но средний чек продолжил падать — –19% кв/кв, что говорит о работе с более дешёвыми машинами и осторожности клиентов.
🛡 Что делает компания, чтобы справиться с кризисом?
1️⃣ Во-первых, усиливает продажи сопутствующих автоуслуг — страховки, сервис, мониторинг. Это приносит непроцентный доход, стабилизирующий выручку.
2️⃣ Во-вторых, Европлан вдвое увеличил продажи изъятых автомобилей, улучшив управление рисками.
3️⃣ В-третьих, расширяет партнёрские программы: за полгода клиенты получили 170 млн руб. экономии по акциям и скидкам, доступно 65 новых программ по 88 брендам.
⚙️ Также компания активно участвовала в госпрограммах субсидирования, особенно для автомобилей российского производства — 22% всех сделок в полугодии были с участием субсидий Минпромторга.
💰 Финансы и выплаты
🔹 Купоны по облигациям: 5,12 млрд руб. — выплачены без задержек
🔹 Дивиденды за 2024 год: 3,48 млрд руб. или 29 руб. на акцию — выплачены в июне
🔹 Прогноз по прибыли на 2025 год — около 15 млрд руб., что на 60–70% ниже уровня 2024 г.
🔔 Как по мне, отчёт слабый и ставит акции на ожидание. Чтобы удержать рыночную долю, Европлану нужно наращивать бизнес во втором полугодии, но темпы восстановления будут зависеть от решения ЦБ по ключевой ставке.
📌 Европлан вошёл в зону турбулентности, но не потерял курс. Вместо гонки за объёмами — ставка на качество, устойчивость и клиентский сервис. Да, отчёт слабее ожиданий, но в условиях высокого давления — это не провал, а выдержка. Инвесторам стоит следить за ключевой ставкой и темпами восстановления рынка. А пока — Европлан остаётся компанией с сильной репутацией, развитой инфраструктурой и хорошей дивидендной историей.
Регистрируйся на Бесплатный интенсив "Финансовая перезагрузка"
Компания «Технологии Доверия» (ТеДо) выпустила исследование рынка продаж новых легковых автомобилей. По данным их исследования, продажи новых легковых автомобилей в РФ восстановятся до уровня 2024 года уже в 2026 году. В пессимистичном сценарии рынок достигнет таких показателей не ранее 2028 года.
🔮 Прогноз на уровне
По их оценкам, объем продаж новых легковых автомобилей в 2024 году составил 1,57 млн штук. В 2025 году в базовом сценарии объем продаж сократится на 7%, до 1,46 млн штук, а в 2026 году авторынок прогнозируется в объеме 1,57–1,64 млн штук. С этим прогнозом согласны и представители отрасли.
🚗 Три сценария для рынка
▪️ Базовый сценарий ТеДо предполагает рост доходов населения, умеренное подорожание автомобилей, распродажу остатков и увеличение стоимости владения машиной.
▪️ При стабилизирующем сценарии добавляется снижение ключевой ставки, расширение ассортимента, появление новых игроков и углубление локализации текущих.
▪️ Пессимистичный сценарий сопровождается ослаблением рубля, сохранением ключевой ставки, сокращением предложения и накоплением стоков.
🧠 Наши комментарии
Стабилизация ситуации на авторынке и растущая стоимость владения может поддержать котировки лизинговых компаний. Так, для Европлана, в портфеле которого на долю легкового транспорта приходится более 30%, это может стать точкой восстановления и последующего роста нового бизнеса в 2026–2027 гг. Мы продолжаем считать акции Европлана инвестиционно привлекательными для долгосрочных инвесторов.
Смотреть акции Европлана в каталоге →
▫️Капитализация: 72 млрд ₽ / 600₽ за акцию
▫️Чистый % доход ТТМ: 59,3 млрд ₽
▫️Операционная прибыль ТТМ: 42,8 млрд ₽
▫️Чистая прибыль ТТМ: 11,9 млрд ₽
▫️P/E ТТМ: 6
▫️P/B: 1,4
▫️fwd дивиденд 2025: 14,6%
📊 Финансовые результаты отдельно за 1кв2025г:
▫️Чистый % доход: 6,3 млрд ₽ (+10,9% г/г)
▫️Операционная прибыль: 10,2 млрд ₽ (+14,7% г/г)
▫️Чистая прибыль: 1,4 млрд ₽ (-68,5% г/г)
✅ Менеджмент подтверждает намерение выплачивать дивиденды несмотря на спад в секторе. Пока на рынке нет возможности эффективно инвестировать капитал, большую часть прибыли будут направлять акционерам. По итогам 2025г компания рассчитывает выплатить 10,5 млрд рублей, див доходность по текущим ценам 14,6%.
❌ Лизинговый портфель с начала года сократился на 11% до 227,5 млрд рублей, а объём инвестиций в новый бизнес рухнул на 61% г/г до 21,7 млрд рублей. Менеджмент в текущих условия считает нецелесообразным расширение бизнеса, по итогам 2025г ожидается портфель не более 223,6 млрд рублей (-14% г/г).
❌ Доля возвращенных предметов лизинга выросла до рекордных 5,8% валюты баланса или 16,7 млрд рублей. Для понимания: на конец 2024г этот показатель составлял всего 3,8%, а в 2023г только 1,3%.
❌ Объём задолженности просроченной на срок более 90 дней также показывает рекорд в 1,65% от лизингового портфеля. В спокойные времена этот показатель держался около нуля, но с 2024г видим резкое ухудшение качества портфеля.
👉 Проблемы с ростом просроченной задолженности приводят к росту резервирования. За последние 12М ожидаемая стоимость риска 5,57% — это в разы больше, чем в прошлые кризисные года. Отдельно за 1кв2025г расходы по резервам выросли на 678% г/г до 5,8 млрд рублей.
Вывод:
В лизинге эффект от ключевой ставки можно сказать полностью раскрылся, спрос рухнул. Прошлые кризисы Европлан преодолевал относительно спокойно, но текущие обстоятельства оказались беспрецедентными. В ответ на такой спад компания почти полностью приостановила инвестиции в новый бизнес, сейчас эффективно расширяться возможности нет.
Акции прилично упали и уже торгуются с хорошим дисконтом, однако потенциал роста может реализоваться только если будет смягчение ДКП в ближайшее время.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
💡SFI. Отчет за 2024 год.
Посмотрел онлайн-презентацию результатов SFI за 2024 год. В ней приняли участие заместитель генерального директора SFI Олег Андриянкин и IR-директор Антон Гольцман.
За компанией слежу с прошлого года.
Компания владеет такими активами : Европлан (87,5%), Страховой дом ВСК (49%) и М.Видео-Эльдорадо (10%).
🍏Европлан. Чистая прибыль за 2024 год – 14,9 млрд рублей. Заплатили дивиденды – 9 млрд.
Плюс получили средства от IPO.
🍏ВСК. Страховая компания.
Чистая прибыль – 11,1 млрд. Доля SFI - 49%.
💡Итоги холдинга за 2024 год.
Операционный доход – 43,3 млрд рублей.
Прибыль на акцию - 435 р.
Чистая прибыль – 22,9 млрд. +18%.
Активы – 353,9 млрд. +13%.
Дивиденды будут стараться выплачивать в полном объеме. По див политике – 75% от чистой прибыли.
Финальный дивиденд возможен, но в принципе уже за 2024 год все выплатили.
Будущие дивиденды.
Если Европлан принесет SFI около 10 млрд руб, а ВСК - 2 млрд руб. Размер выплаты составит около 240 руб. на акцию. Это около 16% дивидендной доходности к текущей цене. Неплохо, если конечно не будет сюрпризов.
Имеет смысл обращать внимание на отчеты по РСБУ. Чистая прибыль по МСФО и РСБУ не сильно отличаются.
Полностью погасили долг компании– 10,7 млрд. Долговая нагрузка будет оставаться околонулевой. 👍
АКРА уже пересмотрела кредитный рейтинг компании. 👍
В этом году речь про IPO ВСК не идет.
Дисконт по холдингу – 15-20%. В планах растить капитализацию дочерних компаний и оставаться эффективными.
М.Видео. Допэмиссия не состоялась, но SFI планирует и дальше поддерживать компанию.
Отчет позитивный. Продолжаю наблюдать за компанией, акции в портфеле продолжаю держать.
$SFIN $LEAS $MVID
Уровни крупнейших компаний! Часть 5 (напишите в комментариях какую крипту разобрать)
Сопротивление:
0.7817, 0.8, 0.8236, 0,8422,
Поддержка:
0,76, 0,7472, 0,74, 0,72
Сопротивление:
825, 875, 922, 993
Поддержка:
790, 753, 720, 680, 642, 577
Сопротивление:
44, 45,86, 50,65,
Поддержка:
41,6, 39,6, 38, 34,4, 33,7, 31,9
Сопротивление:
78,5, 86, 89, 92,7, 94,4, 96.9
Поддержка:
69.8. 54,8, 42,7, 40