▫️Капитализация: 78 млрд ₽ / 649,7₽ за акцию
▫️Чистый % доход ТТМ: 25,55 млрд ₽
▫️Чистая прибыль ТТМ: 8 млрд ₽
▫️P/E ТТМ: 9,8
▫️P/B: 1,7
▫️fwd дивиденды 2025: 13,5%
✅ Несмотря на все проблемы, компания планирует выплатить 10,5 млрд р дивидендов за 2025й год (3,5 из которых уже выплачено). Из позитивного можно еще отметить, что если ожидания относительно снижения ставки ЦБ оправдаются, то мы увидим приличное восстановление бизнеса уже в конце 2025 года.
👆 Однако, я не особо верю в то, что эти дивиденды будут. Ситуация сложная как никогда, поэтому кэш компании нужен, но может и захотят поддержать инвесторов, заплатив дивы в долг (посмотрим).
📉 Лизинговый портфель с начала года снизился на 21% г/г, а объем нового бизнеса обвалился до 43,5 млрд р (-65% г/г) за 1п2025, падение сильное во всех сегментах. Чистая прибыль во 2кв2025 почти обнулилась из-за роста резервов под ожидаемые кредитные убытки на +188% г/г.
👆 Прогноз по стоимости риска на 2025й год присмотрен с 6,3% до 9,5%. Для справки: в 2024м году этот показатель был 3,4%, а в 2023м - всего 0,9%. Лизинговый портфель по прогнозам компании упадет еще на 15% до конца года.
❌ Стоит отметить, что ситуация сложная не только у Европлана. У всего сектора проблемы из-за высокой ставки: по данным Газпромбанк Автолизинг и маркетингового агентства НАПИ, рынок лизинга новых и подержанных легковых и коммерческих автомобилей по итогам 1п2025 года снизился на 40,3% в штуках.
Вывод:
Очевидно, что 3кв2025 будет слабым, но всё худшее, что могло произойти в секторе - уже произошло, так что далее должно последовать какое-то восстановление. Мое мнение по компании не изменилось, акции прилично упали и торгуются с небольшим дисконтом. Не держу, но и сильного ухудшения ситуации здесь не жду.
❗️ Кстати, в такой ситуации нужно быть осторожными с небольшими компаниями сектора, которых торгуется довольно много и новые выпуски регулярно штампуются. Возможно, что там будет немало дефолтов...
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
По данным Газпромбанк автолизинга и НАПИ, объем рынка лизинга новых легковых авто и машин с пробегом в РФ за январь-май 2025 года снизился на 32,9% до 55 тыс ед. При этом лизинговым компания все труднее реализовывать изъятые автомобили и технику. Сроки продажи выросли в 1,5 раза и доходят до полугода. На этом фоне будет полезно изучить операционный отчет Европлана за первое полугодие 2025 года.
🚗 Итак, компания в отчетном периоде закупила и передала в лизинг около 13 тыс. единиц автотранспорта и техники на сумму 43,4 млрд рублей, что ниже показателей прошлого года на 56% в натуральном выражении и на 65% по выручке. Объемы «нового лизинга» снизились на 60%. В сегментах коммерческого транспорта и самоходной техники падение составило 69% и 61% соответственно.
Видим, что Европлан завершил полугодие существенным падением объемов выдачи лизинга, обогнав (со знаком минус) средние значения по сектору. В два раза увеличился объем реализованных изъятых автомобилей, но и тут динамика настораживает, учитывая общий негативный тренд.
В секторе заметны кризисные нотки. Высокая ключевая ставка оттормаживает деловую активность в стране, что напрямую влияет на падение выручки. У нас еще нет финансового отчета, но и в нем мы увидим падение метрик. Спасательный круг в виде снижения ключа едва ли позволит вытянуть годовые показатели, но снизит градус напряженности.
💰 По итогам 2024 года Европлан выплатил 79 рублей в качестве дивидендов с доходностью в 13,1%. Однако такая щедрая выплата стала следствием успешного 2024 года, а значит за 2025 год аналогичных выплат нам ждать не стоит.
Несмотря на небольшое ралли акций компании в июле, котировки все еще далеки от уровня IPO на 875 рублях. Спред на момент написания статьи составляет порядка 24%. Интересным уровнем выступает поддержка на 580 рублях, но тут лучше дождаться отчета по МСФО, чтобы сделать окончательные выводы. В моменте мультипликаторы (P/E в 6,7 и P/B в 1,6) выглядят не так привлекательно.
❗️Не является инвестиционной рекомендацией
📉 В первом полугодии 2025 года крупнейший независимый автолизинговый игрок — #Европлан — переживает не лучшие времена. Новый бизнес просел на 65% — до 43,4 млрд рублей. Количество заключённых сделок сократилось вдвое. Казалось бы — катастрофа? Но всё немного сложнее.
👀 Что произошло?
💡 Снижение активности затронуло весь рынок автолизинга — по оценке самой компании, падение составляет 40–50%. Главные причины — высокая ключевая ставка, снижение спроса, осторожность бизнеса и граждан. Европлан решил не гнаться за объёмами, а сосредоточиться на качестве портфеля и сервисной модели.
🔍 Как выглядит структура продаж:
🔹 Легковой транспорт — 16 млрд руб. (–60% г/г)
🔹 Коммерческий транспорт — 20 млрд руб. (–69%)
🔹 Самоходная техника — 7 млрд руб. (–61%)
📈 При этом за квартал количество сделок выросло на 24% кв/кв, но средний чек продолжил падать — –19% кв/кв, что говорит о работе с более дешёвыми машинами и осторожности клиентов.
🛡 Что делает компания, чтобы справиться с кризисом?
1️⃣ Во-первых, усиливает продажи сопутствующих автоуслуг — страховки, сервис, мониторинг. Это приносит непроцентный доход, стабилизирующий выручку.
2️⃣ Во-вторых, Европлан вдвое увеличил продажи изъятых автомобилей, улучшив управление рисками.
3️⃣ В-третьих, расширяет партнёрские программы: за полгода клиенты получили 170 млн руб. экономии по акциям и скидкам, доступно 65 новых программ по 88 брендам.
⚙️ Также компания активно участвовала в госпрограммах субсидирования, особенно для автомобилей российского производства — 22% всех сделок в полугодии были с участием субсидий Минпромторга.
💰 Финансы и выплаты
🔹 Купоны по облигациям: 5,12 млрд руб. — выплачены без задержек
🔹 Дивиденды за 2024 год: 3,48 млрд руб. или 29 руб. на акцию — выплачены в июне
🔹 Прогноз по прибыли на 2025 год — около 15 млрд руб., что на 60–70% ниже уровня 2024 г.
🔔 Как по мне, отчёт слабый и ставит акции на ожидание. Чтобы удержать рыночную долю, Европлану нужно наращивать бизнес во втором полугодии, но темпы восстановления будут зависеть от решения ЦБ по ключевой ставке.
📌 Европлан вошёл в зону турбулентности, но не потерял курс. Вместо гонки за объёмами — ставка на качество, устойчивость и клиентский сервис. Да, отчёт слабее ожиданий, но в условиях высокого давления — это не провал, а выдержка. Инвесторам стоит следить за ключевой ставкой и темпами восстановления рынка. А пока — Европлан остаётся компанией с сильной репутацией, развитой инфраструктурой и хорошей дивидендной историей.
Регистрируйся на Бесплатный интенсив "Финансовая перезагрузка"
Компания «Технологии Доверия» (ТеДо) выпустила исследование рынка продаж новых легковых автомобилей. По данным их исследования, продажи новых легковых автомобилей в РФ восстановятся до уровня 2024 года уже в 2026 году. В пессимистичном сценарии рынок достигнет таких показателей не ранее 2028 года.
🔮 Прогноз на уровне
По их оценкам, объем продаж новых легковых автомобилей в 2024 году составил 1,57 млн штук. В 2025 году в базовом сценарии объем продаж сократится на 7%, до 1,46 млн штук, а в 2026 году авторынок прогнозируется в объеме 1,57–1,64 млн штук. С этим прогнозом согласны и представители отрасли.
🚗 Три сценария для рынка
▪️ Базовый сценарий ТеДо предполагает рост доходов населения, умеренное подорожание автомобилей, распродажу остатков и увеличение стоимости владения машиной.
▪️ При стабилизирующем сценарии добавляется снижение ключевой ставки, расширение ассортимента, появление новых игроков и углубление локализации текущих.
▪️ Пессимистичный сценарий сопровождается ослаблением рубля, сохранением ключевой ставки, сокращением предложения и накоплением стоков.
🧠 Наши комментарии
Стабилизация ситуации на авторынке и растущая стоимость владения может поддержать котировки лизинговых компаний. Так, для Европлана, в портфеле которого на долю легкового транспорта приходится более 30%, это может стать точкой восстановления и последующего роста нового бизнеса в 2026–2027 гг. Мы продолжаем считать акции Европлана инвестиционно привлекательными для долгосрочных инвесторов.
Смотреть акции Европлана в каталоге →
▫️Капитализация: 72 млрд ₽ / 600₽ за акцию
▫️Чистый % доход ТТМ: 59,3 млрд ₽
▫️Операционная прибыль ТТМ: 42,8 млрд ₽
▫️Чистая прибыль ТТМ: 11,9 млрд ₽
▫️P/E ТТМ: 6
▫️P/B: 1,4
▫️fwd дивиденд 2025: 14,6%
📊 Финансовые результаты отдельно за 1кв2025г:
▫️Чистый % доход: 6,3 млрд ₽ (+10,9% г/г)
▫️Операционная прибыль: 10,2 млрд ₽ (+14,7% г/г)
▫️Чистая прибыль: 1,4 млрд ₽ (-68,5% г/г)
✅ Менеджмент подтверждает намерение выплачивать дивиденды несмотря на спад в секторе. Пока на рынке нет возможности эффективно инвестировать капитал, большую часть прибыли будут направлять акционерам. По итогам 2025г компания рассчитывает выплатить 10,5 млрд рублей, див доходность по текущим ценам 14,6%.
❌ Лизинговый портфель с начала года сократился на 11% до 227,5 млрд рублей, а объём инвестиций в новый бизнес рухнул на 61% г/г до 21,7 млрд рублей. Менеджмент в текущих условия считает нецелесообразным расширение бизнеса, по итогам 2025г ожидается портфель не более 223,6 млрд рублей (-14% г/г).
❌ Доля возвращенных предметов лизинга выросла до рекордных 5,8% валюты баланса или 16,7 млрд рублей. Для понимания: на конец 2024г этот показатель составлял всего 3,8%, а в 2023г только 1,3%.
❌ Объём задолженности просроченной на срок более 90 дней также показывает рекорд в 1,65% от лизингового портфеля. В спокойные времена этот показатель держался около нуля, но с 2024г видим резкое ухудшение качества портфеля.
👉 Проблемы с ростом просроченной задолженности приводят к росту резервирования. За последние 12М ожидаемая стоимость риска 5,57% — это в разы больше, чем в прошлые кризисные года. Отдельно за 1кв2025г расходы по резервам выросли на 678% г/г до 5,8 млрд рублей.
Вывод:
В лизинге эффект от ключевой ставки можно сказать полностью раскрылся, спрос рухнул. Прошлые кризисы Европлан преодолевал относительно спокойно, но текущие обстоятельства оказались беспрецедентными. В ответ на такой спад компания почти полностью приостановила инвестиции в новый бизнес, сейчас эффективно расширяться возможности нет.
Акции прилично упали и уже торгуются с хорошим дисконтом, однако потенциал роста может реализоваться только если будет смягчение ДКП в ближайшее время.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
💡SFI. Отчет за 2024 год.
Посмотрел онлайн-презентацию результатов SFI за 2024 год. В ней приняли участие заместитель генерального директора SFI Олег Андриянкин и IR-директор Антон Гольцман.
За компанией слежу с прошлого года.
Компания владеет такими активами : Европлан (87,5%), Страховой дом ВСК (49%) и М.Видео-Эльдорадо (10%).
🍏Европлан. Чистая прибыль за 2024 год – 14,9 млрд рублей. Заплатили дивиденды – 9 млрд.
Плюс получили средства от IPO.
🍏ВСК. Страховая компания.
Чистая прибыль – 11,1 млрд. Доля SFI - 49%.
💡Итоги холдинга за 2024 год.
Операционный доход – 43,3 млрд рублей.
Прибыль на акцию - 435 р.
Чистая прибыль – 22,9 млрд. +18%.
Активы – 353,9 млрд. +13%.
Дивиденды будут стараться выплачивать в полном объеме. По див политике – 75% от чистой прибыли.
Финальный дивиденд возможен, но в принципе уже за 2024 год все выплатили.
Будущие дивиденды.
Если Европлан принесет SFI около 10 млрд руб, а ВСК - 2 млрд руб. Размер выплаты составит около 240 руб. на акцию. Это около 16% дивидендной доходности к текущей цене. Неплохо, если конечно не будет сюрпризов.
Имеет смысл обращать внимание на отчеты по РСБУ. Чистая прибыль по МСФО и РСБУ не сильно отличаются.
Полностью погасили долг компании– 10,7 млрд. Долговая нагрузка будет оставаться околонулевой. 👍
АКРА уже пересмотрела кредитный рейтинг компании. 👍
В этом году речь про IPO ВСК не идет.
Дисконт по холдингу – 15-20%. В планах растить капитализацию дочерних компаний и оставаться эффективными.
М.Видео. Допэмиссия не состоялась, но SFI планирует и дальше поддерживать компанию.
Отчет позитивный. Продолжаю наблюдать за компанией, акции в портфеле продолжаю держать.
$SFIN $LEAS $MVID
Уровни крупнейших компаний! Часть 5 (напишите в комментариях какую крипту разобрать)
Сопротивление:
0.7817, 0.8, 0.8236, 0,8422,
Поддержка:
0,76, 0,7472, 0,74, 0,72
Сопротивление:
825, 875, 922, 993
Поддержка:
790, 753, 720, 680, 642, 577
Сопротивление:
44, 45,86, 50,65,
Поддержка:
41,6, 39,6, 38, 34,4, 33,7, 31,9
Сопротивление:
78,5, 86, 89, 92,7, 94,4, 96.9
Поддержка:
69.8. 54,8, 42,7, 40