Среди многочисленных компонентов, применяемых в современной электронике, отдельное место занимают герметизированные магнитоуправляемые контакты (герконы), отличающиеся простотой конструкций и способность работы в широком диапазоне температур (от -100 до +200 градусов Цельсия). В силу этих особенностей герконы востребованы для изготовления датчиков и индикаторов, реле и выключателей, устанавливаемых в системах автоматики и безопасности, телекоммуникационных приборах, медицинской и навигационной техники.
Спецификой герконов является нанесение рутениевого покрытия с золотым подслоем на их контакты, повышающего их прочность и снижающего удельное электрическое сопротивление. Именно золото стало ахиллесовой пятой герконов - его цена в настоящее время находится в районе 4,1 тыс. долларов за тройскую унцию, сильно увеличивая их стоимость.
Для решения данной проблемы на Рязанском заводе металлокерамических приборов (РЗМП) решили использовать палладий - он дешевле золота почти в три раза, имея близкий к нему уровень электропроводности. В результате цена разработанного им геркона серьезно уменьшилась, имея адекватную надежность - он может выдержать до 100 млн срабатываний. Поставки же нового геркона планируется вести в значительной степени в Китай, занимающий приблизительно 80% в объемах продаж предприятия.
Стоит отметить, что палладий широко применяется в электронике - он нужен для производства конденсаторов и резисторов с целью обеспечения точности их функционирования, покрытия с ним наносят на разъемы и переключающие устройства для сокращения электрического сопротивления, его наносят на печатные платы для улучшения их свойств.
Фактически на палладии «завязан» весь глобальный выпуск смартфонов и ноутбуков, не считая иной электронной техники. На сегодняшний день его потребление в электронике оценивается в 16 тонн, однако в горизонте ближайших 5-10 лет оно способно вырасти до 20 тонн - довольно приличный объем для столь специализированной индустрии.
Поставки палладия из России в Европейский Союз показывают устойчивый тренд на снижение: судя по данным Евростата, в сентябре они составили 19,2 млн евро, продемонстрировав минимальный с мая уровень. За девять же месяцев 2025 года они уменьшились на 8% до 248,4 млн евро.
В общем-то причины этой тенденции понятны - Россия продолжает оставаться под санкциями и потребители Европейского Союза осторожничают с нашим палладием. Но и обойтись без палладия тамошнее автомобилестроение, нефтепереработка и химия не могут - в Европейском Союзе он не выпускается.
Производителей же палладия на планете немного - Россия, ЮАР, Зимбабве, США, Канада и еще пара-тройка стран по мелочи. Члены Европейского Союза в данный перечень не входят по естественным соображениям - в нем нет месторождений, отличающихся большими запасами и высокими концентрациями палладия (его неоткуда извлекать).
В результате имеет место дисбаланс - сокращая ввоз палладия из России, Европейский Союз расширяет его из ЮАР, США, Швейцарии и Южной Кореи. В том, что импорт идет из ЮАР и США ничего удивительного нет - в них в 2024 году было выпущено 8 и 72 тонны палладия соответственно.
Швейцария и Южная Корея - не ведущие палладиевые державы, он в них не производится. Он поступает в них, как ни удивительно, из России. Ларчик открывается просто: Россия переориентирует экспорт палладия с Европейского Союза на Азию - отгрузки идут в Китай, Индию, Японию, Южную Корею.
Из Азии в свою очередь напрямую или через Швейцарию российский палладий поступает на рынок Европейского Союза, потребители которого платят за него гораздо дороже, чем могли бы при прежних условиях - сейчас металл торгуется на многолетнем максимуме в 1,394 тыс. долларов за тройскую унцию и особых предпосылок для его удешевления нет. Отсюда вывод - отказаться от отечественного палладия Европейский Союз еще долго не сможет.
Ценные бумаги многих российских компаний дешевеют, но среди них есть и приятные исключения - акции «Промомеда» после шедшего с августа спада уверенно дорожают, уже превысив 377 рублей за штуку.
Наверное, курс акций «Промомеда» услышал мысли инвесторов, страдающих головной болью от проседания фондового рынка и ищущих ценные бумаги, которые не будут дешеветь.
Одновременно «Промомед» объявил о выводе на рынок нового лекарственного препарата «Мигрениум Нео», предназначенного для лечения различных видов боли, включая головную. Его состав базируется на комбинации ибупрофена и кофеина.
Ранее «Промомед» приступил к продажам «РайтБуфена» - нестероидного противовоспалительного средства, также используемого для купирования болей и облегчения состояния больных.
Судя по финансовой отчетности «Промомеда» за первую половину 2025 года, дела идут у него отлично – выручка выросла на 82% до 13 млрд рублей, причем в эндокринологическом сегменте она подскочила на 171% до 1,6 млрд рублей, в онкологическом – на 252% до 1,3 млрд рублей.
Чистая прибыль (скорректированная на разовые расходы) увеличилась в 2,1 раза до 1,4 млрд рублей, капитальные вложения снизились на 14% до 629 млн рублей вследствие завершения цикла развития мощностей и др.
«Промомед» имеет неплохой портфель разработок, в январе-июне 2025 года он зарегистрировал 15 препаратов и получил 12 патентов, позволяющих ему позитивно смотреть в будущее.
Главное для «Промомеда» - обеспечить себе положительный свободный денежный поток и не наращивать долговую нагрузку (чистый долг в конце июня равнялся 20,7 млрд рублей), рискуя в противном случае сократить рентабельность и остановить дорогостоящие исследовательские проекты. Впрочем, менеджмент у «Промомеда» сильный и он может «прорваться».
Группа МТС сегодня опубликовала финансовые показатели за 3-й квартал 2025 года, продемонстрировав их улучшение на фоне снижения процентных расходов и оптимизации бизнеса.
В 3-м квартале 2025 года выручка группы МТС выросла на 18% (к уровню аналогичного периода 2024 года) до исторического рекорда в 213,8 млрд рублей, чистая прибыль - в шесть раз до 6 млрд рублей. Подобная позитивная динамика обусловлена активным развитием основных бизнес-направлений группы МТС, как телеком, финтех и рекламные технологии.
По итогам девяти месяцев 2025 года выручка увеличилась на 14% до 584,7 млрд рублей. Также налицо уменьшение чистого долга группы МТС до 426,3 млрд рублей, его же отношение к OIBDA составило 1,6 против 1,9 в 3-м квартале минувшего года, свидетельствуя о грамотном управлении долговой нагрузкой (даже с учетом жесткой денежно-кредитной политики).
В ближайшие месяцы в группе МТС должно произойти важное событие - ее экосистема (объединяющая рекламу, кикшеринг, финансы, IT-технологии и развлечения) сменит название на Erion. Компания нацеливается на внешние партнерства и расширение масштабов деятельности: в 2026 году ее доля в выручке группы МТС должна достигнуть 50%. Уже сейчас доля экосистемных бизнесов превышает 40%.
Среди же долгосрочных планов - обновление действующих и строительство новых центров обработки данных, совершенствование собственной облачной платформы. И можно с полным основанием прогнозировать рост финансовых показателей группы МТС по итогам 2025 года и в следующем году - особенно на фоне постепенного снижения ключевой ставки.
Самарский металлургический завод (СМЗ) начал масштабный инвестиционный проект - он построит новый прокатный комплекс. Его мощность составит 100 тыс. тонн холоднокатаного проката в год. Запуск намечен через четыре года.
Для тех, кто не в курсе: СМЗ является ключевым в России производителем полуфабрикатов из алюминиевых сплавов. В его продуктовую линейку входят плоский прокат (плиты, листы и ленты, в том числе для изготовления банок для напитков), прутки, профили, трубы, панели, поковки и штамповки. По объемам их выпуска СМЗ – крупнейшее предприятие в отечественной цветной металлургии.
Кроме того, СМЗ имеет возможности для ковки титановых полуфабрикатов и развивает собственный электронный маркетплейс Aluzone для продаж алюминиевых полуфабрикатов оптовым и розничным покупателям (никто из прокатных заводов подобного вообще не делает).
Реализация проекта создания комплекса входит в долгосрочную стратегию обновления мощностей СМЗ, нацеленной на удовлетворение спроса на алюминиевый прокат со стороны судостроения, упаковочной отрасли, строительства и других отраслей как внутри нашей страны, так и ее пределами – к моменту ввода его в эксплуатацию он однозначно серьезно расширится.
В настоящее время СМЗ ведет проектирование нового прокатного комплекса, также им определена площадка для его размещения. Стоит отметить, что за последние пять лет в цветной металлургии не было ни одного проекта, сопоставимого по размеру капитальных вложений и масштабам производства, и в результате в среднесрочной перспективе позиции СМЗ на рынке алюминиевого проката существенно укрепятся.
В сентябре 2026 года международный сталелитейный гигант ArcelorMittal планирует запустить на своем польском металлургическом заводе Świętochłowice солнечную электростанцию мощностью 1 МВт, потратив на ее строительство 13,7 млн долларов.
Ее создание является отражением курса ArcelorMittal на максимальное использование возобновляемых источников энергии для снабжения его рудников и сталелитейных предприятий, расположенных в различных странах.
Самый масштабный среди его проектов - организация вместе с Greenko Group комплекса из ветровых и солнечных электростанций в Индии. Он будет снабжать электроэнергией возводимый металлургический завод, призванный стать крупнейшим в мире - он будет выплавлять 24 млн тонн стали год. Стоимость комплекса оценивается в 700 млн долларов, мощность 975 МВт.
Логика ArcelorMittal проста - строя и эксплуатируя самостоятельно или с партнерами солнечные и ветровые электростанции, он обеспечивает свои предприятия дешевой электроэнергией, одновременно сокращая выбросы парниковых газов и уменьшая углеродный след готовой продукции. В результате в 2030 году его суммарные мощности по генерации электроэнергии за счет солнечного света и ветра могут превысить 2,5 ГВт, продолжая расти и дальше.
ArcelorMittal не единственная металлургическая компания, заинтересованная в возобновляемых источниках энергии. Помимо нее в альтернативную энергетику вкладываются американская Steel Dynamics, южнокорейская Posco, бразильская Usiminas, индийская Tata Steel.
Последнюю вообще можно считать пионером возобновляемой энергетики в глобальной черной металлургии: именно Tata Steel в 2017 году открыла солнечную электростанцию на 3 МВт на предприятии по добыче железной руды Noamundi.
В отличие от черной металлургии цветная оказалась более инерционной - в ней число подобных проектов мизерно и ее игроки предпочитают сами ничего не возводить, делая ставку на закупки с солнечных и ветровых электростанций: по такому пути идут американская Alcoa, норвежская Norsk Hydro, бразильская Albras, ближневосточная Emirates Global Aluminium.
Из их перечисления видно, что речь идет только о производителях алюминия, компании по выпуску меди, никеля, свинца и цинка видимого внимания к альтернативной энергетике не проявляют (несмотря на высокую энергоемкость выпуска цветных металлов), лишь немецкий Aurubis имеет на болгарском медеплавильном заводе Pirdop солнечной электростанцией на 10 МВт.
Российская металлургия вообще стоит особняком - в ней не замечено проектов создания солнечных и ветровых электростанций. Исключением является лишь солнечная электростанция мощностью 571 кВт, построенная на Быстринском ГОКе, входящем в состав «Норильского никеля». Она позволит снизить эмиссию углекислого газа на 360 тонн в год, не считая экономии денежных средств на приобретение электроэнергии из сети.
В долгосрочной перспективе можно прогнозировать расширение количества проектов металлургических компаний, связанных с возобновляемой энергетикой, - в 2030 году мощности их ветровых и солнечных электростанций могут достичь 20 ГВт, в 2035 году - 50 ГВт, внося весомый вклад в изменение энергетического баланса мира и его отход от угля.
В апреле 2026 года на Надеждинском металлургическом заводе (НМЗ, актив «Норильского никеля») запланирован пуск новой обеднительной печи, которая предназначена для переработки шлаков, получаемых после плавки рудных концентратов. Шлаки содержат цветные и драгоценные металлы, и такая печь позволяет их извлечь, оставив лишь силикатную фазу и ненужные компоненты.
На НМЗ функционирует четыре обеднительных печи, сообща перерабатывая 10 тыс. тонн шлаков в сутки. От их непрерывной работы зависит эффективность функционирования всего предприятия: без них объемы выплавки меди, никеля, кобальта, платины и палладия могут сократиться на 2-5%.
Строительство новой обеднительной печи реализуется силами подразделений и «дочек» «Норильского никеля». Ее проект был выполнен институтом «Гипроникель», изготовление отдельных элементов осуществляется на Механическом заводе, позволяя не зависеть от закупки металлургического оборудования за границей.
Собственно, его импорт за последние несколько лет сошел до нуля, с российского рынка ушли финская Metso и итальянская Tenova, два крупнейших в мире поставщика печей, фактически заморозив на неопределённый срок сотрудничество с отечественными металлургическими компаниями.
Поэтому стратегическим верным шагом для «Норильского никеля» стала разработка конструкции собственной обеднительной печи. Ее монтаж идет полным ходом и должен завершиться до конца текущего года.
В долгосрочных условиях создаваемая обеднительная печь позволит обеспечить стабильность работы производства НМЗ и всего «Норильского никеля», не допуская уменьшения выплавки цветных и драгоценных металлов, не говоря уже про экономию до 1 млрд рублей за счет отказа от приобретения за границей аналогичного агрегата.
Американский авиаконцерн Boeing попал в громкий скандал: на нынешней неделе в США потерпел крушение грузовой самолет MD-11, принадлежавший логистической компании UPS, погибло 12 человек, 16 пропали без вести. Трагедия прогремела на всю планету.
MD-11 является представителем семейства широкофюзеляжных лайнеров средней и дальней протяженности полетов, в него входят различные модификации. Он выпускался с 1990 года фирмой McDonnell Douglas и «перешел» от нее к Boeing после их слияния в 1997 году.
Случившаяся в США авария далеко не единственная в числе катастроф, связанных с MD-11, за минувшие 25 лет их было семь. Причины были различные, но обращает на себя внимание два обстоятельства.
Во-первых, выпуск MD-11 был прекращен Boeing с 2000 года, тем не менее он до сих пор эксплуатируется, считаясь самым «тяжелым» по грузонапряженности самолетом. Во-вторых, у MD-11, как не удивительно, могли быть стальные шасси вместо привычных титановых.
Суть проблемы может заключаться в следующем. Существует мнение, что ряд марок стали (американские 300М и 15-5PH, французская 35NCD16) дешевле титана и при этом имеют сходные с ним показатели прочности и надежности. Boeing на протяжении многих лет мог ставить на свои лайнеры не только титановые, но и стальные шасси, изготовленные, например, из нержавеющей марки 15-5PH.
На самом деле прочность на разрыв у титановых сплавов выше, чем у стали (1,1 ГПа против 1 ГПа), тоже самое и с пределом текучести (1,2 ГПа по сравнению с 760 МПа), следовательно, и надежность у них больше, не говоря уже о легком весе - стальное шасси заметно утяжеляет лайнер.
Судя по кадрам видео, разошедшегося в СМИ, злополучный MD-11 взлетал, у него загорелся двигатель и, вероятно, пилот попытался его посадить. Возможно, у него сломались шасси, самолет врезался в оказавшееся на его пути здание, перевернулся и взорвался.
Единственное, что пока сделал Boeing в сложившейся ситуации - порекомендовал авиаперевозчикам приостановить эксплуатацию MD-11. UPS и FedEx так и сделали. Как будут развиваться события - сложно сказать, но в любом случае для Boeing они могут означать далеко идущие последствия, касающиеся безопасности его лайнеров.
Американская компания IperionX получила от Министерство обороны США 25 млн долларов в дополнении к ранее выделенным ей 47,1 млн долларам. Они были предоставлены в рамках его программы поддержки отраслей промышленности, связанных с оборонным комплексом.
Средства пойдут на расширение ее производства титана до 1,4 тыс. тонн в год. Для его получения применяется технология восстановления рутила водородом и потом спекания титана в готовые изделия, позволяя обойтись без традиционных способов его обработки.
Существующие в США мощности по выпуску титановой губки оцениваются в 24 тыс. тонн в год, загружены ли они - вряд ли: Геологическая служба США в своем последнем годовом отчете открыто признала их простой и импорт титановой губки в объеме 40 тыс. тонн в 2024 году (в основном из Казахстана, Японии и Саудовской Аравии). Работать могут предприятия по выпуску титановых полуфабрикатов, но они не удовлетворяют спрос, иначе Министерство обороны США не подкинуло бы денег IperionX.
Да и гражданские отрасли американской индустрии, особенно авиастроение, нуждаются в титане. Авиаконцерн Boeing, прекративший в 2022 году сотрудничество с корпорацией «ВСМПО-Ависма», спустя два года влетел в оглушительный скандал с применением в его самолетах титана сомнительного происхождения, поставленного по поддельным документам.
С того времени ситуация кардинально не изменилась, Boeing лишь набрал заказов на новые лайнеры и только потом озаботился снабжением титановыми деталями, рыща в их поисках по всему свету. И, похоже, не найдет, срывы в графиках производства самолетов все-таки будут.
Стоимость кобальта на London Metal Exchange находится сейчас на максимальном с января 2023 года уровне 44,5 тыс. долларов за тонну. Находясь с марта в диапазоне 33,5-34,9 тыс. долларов, она в сентябре стала быстро расти, достигнув текущей отметки. Влияние на динамику цен на кобальт за последние недели оказали Агентство по оборонной логистике США, власти Китая и Демократической Республики Конго (далее - Конго).
Агентство по оборонной логистике США отменило на днях объявленный в сентябре тендер на закупку 7,5 тыс. тонн кобальта в течение пяти лет. На решение этой задачи оно намеревалось ассигновать до 0,5 млрд долларов, предполагая приобрести кобальт у трех игроков - Vale, Sumitomo Metal Mining и Glencore.
Очевидно, ей не удалось ее выполнить, почему - Агентство по оборонной логистике США молчит (то ли поставщиков не устроили условия тендера, то ли у них все уже расписано на годы вперед и лишнего металла нет).
Правительство Конго, заблокировав в феврале нынешнего года экспорт кобальта, в середине октября разрешило возобновить его лишь в пределах установленных им квот: до конца 2025 года можно вывезти из страны 18,1 тыс. тонн, в 2026 и 2027 годах - по 96,6 тыс. тонн. Указанные объемы просто мизерные по сравнению с 2024 годом, когда в Конго было произведено и отгружено на глобальный рынок почти 220 тыс. тонн.
Власти же КНР продолжают сохранять ограничения на поставки кобальта в США, введенные ими в декабре 2023 года, и не горят желанием их снимать. По иронии судьбы практически все мало-мальски интересные рудники в Конго находятся в руках китайских компаний и квотирование им на руку – они хорошо зарабатывают на высоких ценах на кобальт.
На словах они, конечно, критикуют правительство Конго за противоречивую внешнеторговую политику, например, так делает CMOC Group, опередившая в 2024 году по объемы выпуска кобальта Glencore. В реальности они ждут официального объявления Glencore о продаже 70% акций горно-металлургического комплекса Kamoto Copper (остальные 20% у конголезской Gecamines), намереваясь его купить.
В результате на мировом рынке неумолимо формируется дефицит кобальта, способный проявиться во всей красе в 2026 году и составив до 100 тыс. тонн – слишком большой объем, чтобы его кто-то мог «закрыть». При подобном раскладе в следующем году цены на кобальт могут достигнуть 50 тыс. долларов за тонну, увеличив доходы от сбыта металлургических компаний, находящихся за пределами Китая и Конго.
Волжский трубный завод (ВТЗ) ввел в эксплуатацию обновленный комплекс по выплавке стали, состоящий из модернизированной машины литья заготовок и новой установки вакуум-кислородного рафинирования.
Событие вроде бы рядовое - на металлургических предприятиях периодически обновляют технологическое оборудование, тем не менее оно важно не только для развития ВТЗ, но и владеющей им Трубной металлургической компании (ТМК), не говоря уже про черную металлургию России.
Комплекс увеличит мощности ВТЗ, одновременно давая возможность расширить его сортамент за счет выпуска заготовок диаметром 150-360 миллиметров, используемых в процессе изготовления бесшовных нержавеющих труб, востребованных в нефтедобывающей, химической и других отраслях промышленности.
Также заготовки могут быть применены на металлургическом заводе, создаваемом ТМК и «Норильским никелем» по соседству с ВТЗ. Его мощность составит 500 тыс. тонн плоского нержавеющего проката в год. Производство пилотной партии холоднокатаного листа ожидается до конца 2025 года, горячекатаного - в 2026 году.
Реализация данного проекта в связке с вводом в эксплуатацию комплекса по выпуску заготовок на ВТЗ позитивно скажется в будущем на финансовых показателях ТМК, позволяя прогнозировать на ближайший год целевую цену ее акций в диапазоне 180-200 рублей за ценную бумагу. Одновременно ТМК усилит позиции на внутреннем рынке России и поможет сократить до минимума его зависимость от импорта нержавеющего проката.
В нефтегазовом комплексе нашей страны, похоже, назревает титановая революция - две крупнейших его компании, «Газпром нефть» и «Роснефть», объявили о применении игл из этого цветного металла для интенсификации добычи черного золота из трудноизвлекаемых запасов.
Традиционно подобные запасы разрабатывают с помощью гидравлического разрыва пласта, обеспечивавшего формирование сети трещин, которые и повышают приток нефти в скважину. Однако у данного метода есть слабое место – он не «работает» при эксплуатации тонких пластов, локализованных рядом с газовыми шапками и водяными горизонтами.
Поэтому для освоения тонких пластов было предложено использовать тонкие иглы из титана, отличающиеся легкостью, прочностью и коррозионной стойкостью. Согласно опубликованному «Газпром нефтью» в августе пресс-релизу, была пробурена пилотная скважина в Ханты-Мансийском автономном округе, титановые иглы помогли пройти 54 боковых ствола и приток нефти вырос на 36%.
К сожалению, из него неясно, какое предприятие и на каком месторождении опробовало технологию, ни параметры титановых игл. Зато «Газпром нефть» не стала скрывать планов по ее тиражированию и в Ямало-Ненецком автономном округе.
В сентябре же «Роснефть» сообщила об опробовании аналогичного способа ее «дочкой» «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» на эксплуатируемом им Среднеботуобинском нефтегазоконденсатном месторождении в Якутии. На нем было пробурено свыше 500 метров в карбонатном коллекторе с помощью титановых игл диаметром 12 миллиметров.
Стоит отметить, что обычно титан в нефтегазовом комплексе применяется для изготовления теплообменников, сепараторов, регулирующей и запорной арматуры, райзеров. Проекты же «Газпром нефти» и «Роснефти» открывают принципиально новые перспективы для использования данного цветного металла и потянет за собой заказы на титановый сортовой прокат.
Конечно, объем потребления титановых игл пока не велик, но в расчете на существующие месторождения с трудноизвлекаемыми запасами углеводородного сырья он может быть довольно приличным.
Цены на палладий на глобальном рынке с апреля 2025 года, когда был зафиксирован минимум в 888 долларов за тройскую унцию, идут вверх и сегодня находятся в районе 1,395 тыс. долларов. Их толкает вверх четыре фактора.
Первый из них - динамика спроса на палладий со стороны автопрома. Долгое время считалось, что производство электромобилей «убьёт» его, тем не менее, несмотря на рост их выпуска, одновременно достаточно неплохо себя чувствует производство гибридных машин, для оснащения которых требуются катализаторы из палладия.
Второй - падение выпуска палладия в США, Канаде и ЮАР. В США его производство в 2025 году может снизится на 12-18% до 6,5-7 тонн, в Канаде - на 6-14% до 13-14 тонн, в ЮАР - на 10% до 65 тонн. Причины - проблемы с энергоснабжением и истощение рентабельных запасов разрабатываемых месторождений, не компенсируемое в полной мере освоением новых залежей.
Третий – расширение вложений в приобретение палладия со стороны не только частных лиц, но и крупных инвестиционных фондов, стремящихся заработать на фоне ожиданий ослабления доллара.
И четвертый фактор - постепенное увеличение потребления палладия в новых областях, до недавнего времени остававшихся в тени. Среди них стоит выделить его использование вместо платины для изготовления фильер для выпуска стекловолокна. Потенциальный спрос здесь можно оценить на уровне 20 тонн с перспективой удвоения в будущем.
Сравнительный анализ перечисленных факторов дает возможность предполагать подъем цен на палладий до 1,5-1,6 тыс. долларов за тройскую унцию до конца 2025 года и выход в диапазон 1,6-1,75 тыс. долларов в 2026 году.
Производство стальных конструкций в России за восемь месяцев текущего года сократилось почти на 7% до 5,4 млн тонн. Причем в августе относительно аналогичного месяца 2024 года оно обвалилось еще больше - на 13,2% до 0,7 млн тонн, следует из материалов Федеральной службы государственной статистики.
Столь негативная динамика является следствие процессов, наблюдаемых сегодня в российской экономике. Высокая ключевая ставка, устанавливаемая Банком России, сделала кредиты государственных и частных банков довольно дорогими, сузив возможности для реализации металлоемких проектов. Одновременно ряд государственных корпораций и частных компаний пересмотрели собственные программы капитальных вложений в сторону уменьшения, например, РЖД «срезала» свою на 40,3% до 890,9 млрд рублей.
В то же время число проектов, реализуемых малыми и средними игроками, сравнительно невелико и касается в основном сельского хозяйства - для его нужд возводятся ангары и зернохранилища, не требующие особо много стальных конструкций. В промышленности заказов на них тоже немного.
Зато явно на рынке присутствует обширный круг производителей стальных конструкций и приходят новые, неумолимо ужесточая конкуренцию среди них и опуская цены в ущерб качеству монтажа и эксплуатации. Вместе с тем он стал полем активной экспансии крупных металлургических холдингов, стремящихся расширить собственные доходы за счет отхода «стандартного» производства и сбыта в направлении металлосервисного бизнеса.
Лидером среди них является «Евраз», успешно развивающий экосистему, объединяющую возможности его металлургических предприятий с компетенциями проектных организаций и заводов по изготовлению стальных конструкций. Благодаря ей процесс разработки, выпуска и монтажа стальных конструкций значительно ускоряется, не говоря уже про необходимое качество металла и выполняемых работ.
Сильным ходом «Евраза» стало заключение в марте 2025 года с Центральным научно-исследовательским и проектным институтом строительных металлоконструкций имени Н. П. Мельникова соглашения о стратегическом партнерстве, предусматривающего совместные научные исследования и разработку технической документации. Оно дает «Евразу» основу для выполнения самых сложных проектов и увеличения имеющейся ниши на внутреннем рынке стальных конструкций.
В дальнейшем преимущества на рынке будет именно за такими экосистемами, способными связать ресурсы металлургических компаний, выступающих в качестве их «ядер», с потенциалом заинтересованных участников, обеспечивая в итоге сквозной процесс проектирования, производства, поставки и сборки стальных конструкций в предельно сжатые сроки и с максимальным учетом запросов заказчиков.
В рамках форума «Биопром» несколько российских компаний подписали соглашение о создании альянса, который займется разработкой и продвижением технологий, приносящих пользу окружающей среде.
Его учредителями выступили «Эконад», «Магнит», Невский завод цветных металлов (НЗЦМ), компания «Арнест Упаковочные решения» и Самарский металлургический завод (СМЗ). Подобный состав альянс не случаен: «Эконад» выпускает лимонад на базе молочной сыворотки, «Магнит» через сеть своих магазинов продает продукты питания, НЗЦМ собирает и перерабатывает алюминиевый лом, СМЗ производит плоский алюминиевый прокат, «Арнест Упаковочные решения» изготавливает из него банки.
По сути, в рамках альянса будет сформирована полная цепочка выпуска лимонада, не просто полезного для здоровья людей, но и низким углеродным следом на всей стадии его выпуска. Участие в его деятельности СМЗ имеет критически важную роль: с одной стороны, он является крупным потребителем алюминиевых сплавов, получаемых путем рециклинга лома, с другой же - является единственным в России производителем баночной ленты.
Тем самым СМЗ идет в авангарде развивающегося в нашей стране тренда на возрождение ESG-повестки, находившейся в тени последние несколько лет и фокусирующейся в настоящее время на решении экологических проблем. Непосредственно для него ключевой задачей служит максимальное сокращение углеродного следа в выпускаемой им продукции за счет использования ресурсосберегающих технологий и применения материалов, полученных из отходов.
Для альянса СМЗ сделал партию ленты, в которой доля вторичного алюминия достигает 100%. В дальнейшем это стратегическое предприятие отечественной цветной металлургии явно будет расширять использование вторичного алюминия, повышая таким образом собственную конкурентоспособность в условиях ужесточения экологических требований в России и за ее пределами.
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и судоходная компания «Созвездие» подписали соглашение о намерениях, предусматривающее закладку новых круизных кораблей типа «Сириус».
Длина каждого такого судна равна 141 метр, ширина - 16,7 метров, высота борта - 5 метров, осадка - почти 3 метра. Оно может вмещать 281 пассажира и 130 человек экипажа. Подобные теплоходы имеют стальной корпус и алюминиевую надстройку, две поворотные винто-рулевые колонки.
Данное событие имеет важное значение для отечественного круизного флота, насчитывающего порядка 100 кораблей различной вместимости. Несмотря на столь внушительную цифру, он весьма изношен и, по имеющимся данным, каждый год из него выбывает не менее пяти судов. Средний возраст круизного корабля составляет 50 лет. Поэтому на повестке дня как никогда актуален вопрос об качественном обновлении флота, в противном случае организованный туризм по речным просторам России может серьезно упасть.
Также соглашение между ОСК и «Созвездием» - знаковое для цветной металлургии нашей страны - проекты строительства круизных судов будут стимулировать рост спроса на алюминиевые полуфабрикаты, отвечающие жестким требованиям современного корабельного инжиниринга.
Стоит отметь, что в настоящее время алюминиевая продукция недостаточно востребована в российском судостроении, несмотря на ее неоспоримые конкурентные преимущества по сравнению со сталью - легкостью и коррозионной стойкостью.
Впрочем, ситуация постепенно меняется, например, недавно «ВодоходЪ» запустил по Волге регулярный маршрут с использованием электрического катамарана «Белояр», в конструкции которого применены панели из алюминий-магниевого сплава 1561, изготовленные на Самарском металлургическом заводе.
Сплав 1561 отличается высокой свариваемостью, прочностью и стойкостью к коррозии, позволив сформировать надежный корпус «Белояра» и гарантировать оптимальное соотношение его механической жесткости и долговечности.
В настоящее время степень использования алюминия в российском судостроении скромна - 5-8 тыс. тонн, тогда как в зарубежном она в несколько раз больше. Соответственно, максимальное применение крылатого металла в конструкциях кораблей, закладываемых на отечественных верфях, обеспечит продолжительный срок их эксплуатации и увеличит конкурентоспособность судоходных операторов.
Судя же по появляющейся информации, в ближайшие годы Россию ожидает бум строительства кораблей, имеющих в своих конструкциях алюминий. Поэтому можно прогнозировать проекты расширения мощностей по выпуску плоского алюминиевого проката, одним из которых является создание нового прокатного комплекса на Самарском металлургическом заводе.
Цены на медь на London Metal Exchange, выросшие с января по сентябрь 2025 года с 8,691 до 10,385 тыс. долларов за тонну, теперь опустились до 10,225 тыс. долларов, но могут в ближайшие недели сменить курс.
Подобный прогноз базируется на двух авариях, случившихся за последний месяц. Первая из них произошла 8 сентября - на индонезийском рудник Grasberg сошел оползень, приведший к полной остановке его работы.
Grasberg принадлежит американской корпорации Freeport-McMoRan и относится к крупнейшим медным рудникам мира. В прошлом году он выпустил 815 тыс. тонн медного концентрата (в пересчете на чистый металл). Теперь из-за чрезвычайной ситуации он может произвести по итогам 2025 года не более 480 тыс. тонн, в следующем году - максимум 500 тыс. тонн.
Вторая авария имеет место на чилийском руднике Lomas Bayas, подконтрольном международному горно-металлургическому гиганту Glencore, - на нем вспыхнул пожар. В 2024 году Lomas Bayas выпустил 74 тыс. тонн медного концентрата и его производство может обвалиться, как и в случае Grasberg, если площадь возгорания окажется большой.
Обе чрезвычайные ситуации могут серьезно повлиять на глобальный рынок меди. По данным International Copper Study Group, в январе-июле 2025 года на нем наблюдался излишек меди в количестве 101 тыс. тонн, теперь же он может смениться дефицит в размере 100-300 тыс. тонн, хотя, вероятно, и больше.
Стоимость же меди при подобном прогнозе до конца текущего года может добраться до 10,5-11 тыс. долларов за тонну, стимулируя рост доходов металлургических компаний, чьи рудники функционируют стабильно.
Цены на никель на London Metal Exchange превысили уровень 15 тыс. долларов за тонну и постепенно поднимаются дальше. Их толкает вверх несколько факторов.
Во-первых, наблюдается пополнение запасов никеля на складах London Metal Exchange, достигших к настоящему времени 231,3 тыс. тонн и нельзя исключать их расширения в будущем.
Во-вторых, укрепляется спрос на нержавеющую сталь, который тянет за собой ее производство: по данным World Stainless Association, в январе-июне 2025 года выплавка нержавеющей стали в мире выросла на 4,7% до 31,9 млн тонн, в том числе в США - на 8,3% до 1 млн тонн, в Китае - на 7,2% до 20,2 млн тонн.
Да и в целом на глобальном рынке нержавеющей стали царят позитивные настроения - ее участники ожидают увеличения заказов на нее и подъема цен в ближайшие месяцы. Они вполне могут оправдаться, учитывая поступающие заказы от предприятий по выпуску автомобильных компонентов и бытовой техники. Недаром же тайваньская Yieh United Steel повысила на октябрь на 3 доллара цену на сталь марки 304 (ее российским аналогом является широко распространенная марка 08Х18Н10).
В-третьих, ряд инвестиционных фондов стал активно приобретать никель, стремясь заработать на повышательным тренде и тем самым стимулируя его дальнейшее подорожание.
И, наконец, в-четвертых, интересная ситуация разворачивается вокруг Индонезии - по поступающей информации, ее правительство запретило 39 компаниям разрабатывать латеритные месторождения. Конечно, в общем объеме добыче никелевых руд их доля невелика, тем не менее налицо явный сигнал, свидетельствующей о стремлении властей охладить производство никеля в стране и снизить его экспорт для поддержания мировых цен на него (не считая необходимости охраны окружающей среды).
Также Индонезия оказалась вовлечена в транспортировку нефти из находящегося под американскими санкциями Ирана в Китай. В августе он купил в Индонезии 2,7 млн тонн нефти, хотя сама добывает меньше, импортируя недостающие объемы, наводя на мысль на ее поступлении из Ирана. Теперь ожидается возможное установление правительством США ограничений против Индонезии, и они могут касаться отгрузок из нее никеля.
Исходя из складывающегося положения дел, цены на никель вполне могут достигнуть до конца 2025 года диапазона 15,5-16 тыс. долларов за тонну, увеличив доходы его ведущих поставщиков, в частности, «Норильского никеля».
В России возобновились дискуссии о целесообразности строительства Северо-Сибирской магистрали, призванной соединить железнодорожную сеть Ханты-Мансийского автономного округа с Байкало-Амурской магистралью.
Согласно стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года, длина Северо-Сибирской магистрали должны составить почти 1,9 тыс. километров. Стоимость ее строительства ранее оценивалась в 1,5 трлн рублей (но, естественно, ее придется пересмотреть). Северо-Сибирскую магистраль предполагалось состыковать с Белкомуром, который должен был соединить Архангельскую область, Коми и Пермский край, и тем самым разгрузить действующие в Европейской части России и Сибири железные дороги, коренным образом изменив грузовые потоки и загрузив порты, входящие в контур Северного морского пути.
Между тем проект Северо-Сибирский магистрали весьма сложен – она должна пролегать по местностям с разными амплитудами колебаний рельефа, вечной мерзлотой, неустойчивыми грунтами, не говоря уже про непростые климатические условия. Потребуется не только проложить железнодорожные пути, но и построить большое число мостов.
Их надежность - залог стабильного функционирования Северо-Сибирской магистрали. Традиционно железнодорожные мосты сооружают из стали, хотя у нее есть слабое место - она подвержена коррозии. Однако строители не собираются отказываться от стали, считая ее проверенным материалом.
Вместе с тем никто до сих пор не задумался о возможности использования титановых полуфабрикатов при возведении железнодорожных мостов. Главное возражение против него – высокая стоимость по сравнению со сталью, забывая о его неоспоримых конкурентных свойствах - большей прочности и легкости, стойкости к воздействию осадков.
Титановые конструкции позволят снизить нагрузки на грунт, коррозионная стойкость обеспечивает их долговечность и эксплуатацию без ремонта в течение минимум 100 лет. В результате значительно сокращается необходимость периодического обслуживания мостов.
Экономические расчеты говорят сами за себя. Плотность стали - 8 тонн на кубометр, титана - 4,5 тонн. Цена стальной балки - порядка 90 тыс. рублей за тонну, титановой - в четыре раза больше. В силу разной плотности метр балки из титана будет почти в два раза легче стального аналога, хотя и в два раза дороже. Зато капитальный ремонт железнодорожного моста, сделанного из стали, надо проводить каждые 25 лет, титанового - лучшем случае раз в 100 лет, если вообще он понадобится.
Добавим к перечисленному расходы на закупку и доставку материалов и выполнение ремонтных работ и окажется, что эксплуатация стального моста будет подороже титанового.
Конечно, речь не идет о забивке в грунт титановых свай, скорее об изготовлении конструктивных элементов мостов, устанавливаемых на опоры. И несмотря, на фантастичность идеи, она вполне жизненна - в мире сооружают железнодорожные мосты из алюминия, так почему бы не делать их из титана? Существующие технологии позволяют ее реализовать, сделав Россию пионером титанового мостостроения.
Европейская комиссия не включила российский никель в 19-й пакет санкций против нашей страны, который она намерена ввести в действие в скором времени.
В общем-то ее «доброжелательное» отношение к никелю, выпускаемому в нашей стране, выглядит вполне закономерным с экономической точки зрения - никель в Европейском Союзе почти не производится и его приходится импортировать.
В то же время, согласно статистической информации ассоциации World Stainless, выплавка нержавеющей стали в Европе (включая Европейский Союз), в первой половине 2025 года выросла на 1,9% (к уровню аналогичного периода 2024 года) почти до 3,3 млн тонн, и значительная часть этого объема представлена 300-й серией, содержащей никель. Также в Европейском Союзе никель используется для производства жаропрочных сплавов для двигателестроения, для нанесения гальванических покрытий и т.д.
Выпуск же никеля в мире, казалось бы, способен удовлетворить спрос на него в Европейском Союзе: по данным International Nickel Study Group, в 2025 году он может увеличиться на 5,9% до 3,8 млн тонн, профицит же - на 13,8% до 198 тыс. тонн из-за наращивания мощностей в Индонезии и Китае.
Но везти никель оттуда и долго, и дорого, не говоря уже про особенности сбытовой политики азиатских поставщиков, любящих демпинговать для захвата рынка. Установив же санкции в отношении российского никеля, Европейский Союз сразу же подсадил бы свою черную металлургию на «никелевую иглу» индонезийских и китайских производителей.
Для «Норильского никеля» складывающаяся ситуация представляется нейтральной - доля Европейского Союза в структуре отгрузок его никеля не превышает 25% и явно будет сокращаться, зато КНР - более 50% и в перспективе может достигнуть 60-65%.