Американский авиаконцерн Boeing попал в громкий скандал: на нынешней неделе в США потерпел крушение грузовой самолет MD-11, принадлежавший логистической компании UPS, погибло 12 человек, 16 пропали без вести. Трагедия прогремела на всю планету.
MD-11 является представителем семейства широкофюзеляжных лайнеров средней и дальней протяженности полетов, в него входят различные модификации. Он выпускался с 1990 года фирмой McDonnell Douglas и «перешел» от нее к Boeing после их слияния в 1997 году.
Случившаяся в США авария далеко не единственная в числе катастроф, связанных с MD-11, за минувшие 25 лет их было семь. Причины были различные, но обращает на себя внимание два обстоятельства.
Во-первых, выпуск MD-11 был прекращен Boeing с 2000 года, тем не менее он до сих пор эксплуатируется, считаясь самым «тяжелым» по грузонапряженности самолетом. Во-вторых, у MD-11, как не удивительно, могли быть стальные шасси вместо привычных титановых.
Суть проблемы может заключаться в следующем. Существует мнение, что ряд марок стали (американские 300М и 15-5PH, французская 35NCD16) дешевле титана и при этом имеют сходные с ним показатели прочности и надежности. Boeing на протяжении многих лет мог ставить на свои лайнеры не только титановые, но и стальные шасси, изготовленные, например, из нержавеющей марки 15-5PH.
На самом деле прочность на разрыв у титановых сплавов выше, чем у стали (1,1 ГПа против 1 ГПа), тоже самое и с пределом текучести (1,2 ГПа по сравнению с 760 МПа), следовательно, и надежность у них больше, не говоря уже о легком весе - стальное шасси заметно утяжеляет лайнер.
Судя по кадрам видео, разошедшегося в СМИ, злополучный MD-11 взлетал, у него загорелся двигатель и, вероятно, пилот попытался его посадить. Возможно, у него сломались шасси, самолет врезался в оказавшееся на его пути здание, перевернулся и взорвался.
Единственное, что пока сделал Boeing в сложившейся ситуации - порекомендовал авиаперевозчикам приостановить эксплуатацию MD-11. UPS и FedEx так и сделали. Как будут развиваться события - сложно сказать, но в любом случае для Boeing они могут означать далеко идущие последствия, касающиеся безопасности его лайнеров.