Европейская комиссия не включила российский никель в 19-й пакет санкций против нашей страны, который она намерена ввести в действие в скором времени.
В общем-то ее «доброжелательное» отношение к никелю, выпускаемому в нашей стране, выглядит вполне закономерным с экономической точки зрения - никель в Европейском Союзе почти не производится и его приходится импортировать.
В то же время, согласно статистической информации ассоциации World Stainless, выплавка нержавеющей стали в Европе (включая Европейский Союз), в первой половине 2025 года выросла на 1,9% (к уровню аналогичного периода 2024 года) почти до 3,3 млн тонн, и значительная часть этого объема представлена 300-й серией, содержащей никель. Также в Европейском Союзе никель используется для производства жаропрочных сплавов для двигателестроения, для нанесения гальванических покрытий и т.д.
Выпуск же никеля в мире, казалось бы, способен удовлетворить спрос на него в Европейском Союзе: по данным International Nickel Study Group, в 2025 году он может увеличиться на 5,9% до 3,8 млн тонн, профицит же - на 13,8% до 198 тыс. тонн из-за наращивания мощностей в Индонезии и Китае.
Но везти никель оттуда и долго, и дорого, не говоря уже про особенности сбытовой политики азиатских поставщиков, любящих демпинговать для захвата рынка. Установив же санкции в отношении российского никеля, Европейский Союз сразу же подсадил бы свою черную металлургию на «никелевую иглу» индонезийских и китайских производителей.
Для «Норильского никеля» складывающаяся ситуация представляется нейтральной - доля Европейского Союза в структуре отгрузок его никеля не превышает 25% и явно будет сокращаться, зато КНР - более 50% и в перспективе может достигнуть 60-65%.