Любой санкционный механизм — это шахматная партия, а не "удар по кнопке". Поэтапность — основной стратегический принцип давления. Санкции бьют по ключевым организациям: в 2022-2023 удар пришелся на банки и платежные системы для изоляции экономики; сейчас – на нефтегаз, где ключевыми игроками являются $LKOH
и $ROSN, генерирующих подавляющую долю экспорта нефти и нефтепродуктов, а также неплохо пополняющих бюджет за счет налогов и дивидендов.
Ряд факторов, обусловивших отложенное решение:
⏺️ Манёвр на переговорах. Сначала дают ограниченные меры, чтобы сохранить запас угроз — если не добились нужного результата, можно резко ужесточить режим, сохраняя пространство для торга и дальнейших уступок.
⏺️ Технические детали. Вводить сразу вторичные санкции без инфраструктуры контроля невозможно — нужно создать механизмы контроля, убедить ключевых игроков в необходимости присоединиться и обеспечить отслеживание сложных каналов теневой торговли.
⏺️ Экономическая самозащита. Слишком резкое решение в 2022 году могло обрушить мировые рынки и взвинтить цены на нефть и газ — именно поэтому секторальные и персональные санкции сперва ограничили доступ к финансовому рынку, а уже потом последовал удар по «изолированным» элементам.
⏺️ Эффект эскалации. Когда вводятся новые ограничения, страна сталкивается с эффектом усталости: адаптация становится всё сложнее, ресурс гибкости исчерпывается, издержки — всё выше, а каждое новое обходное решение стоит дороже и работает хуже, чем прежние.
Резюме. В действиях Запада есть логика и смысл, которые, как им и подобает, диктуются в первую очередь своим собственным интересом вывести себя из-под удара. Постепенность действий позволяет защищать свои рынки, отслеживать реальные последствия и действовать тактически. Подобная логика не дает оказаться в позиции, когда торговаться уже не чем, и эскалация невозможна.
Однако есть и обратная сторона медали: наша экономика в этих условиях не сталкивается с одномоментным «обезглавливанием», а имеет время на точно такую же постепенную адаптацию к постепенному давлению. Сейчас лишь вопрос времени, когда шаг за шагом будут минимизированы последствия санкций.
