👉Как мы выяснили в первой части, компания находится в состоянии финансового стресса и с большими долгами. Давайте посмотрим, что из себя представляют облигации Монополии, потому что они являются прямым отражением того, что происходит внутри компании.
Краткая характеристика выпусков
1️⃣001P-01 (RU000A109S83)
➡️YTM: 31%
➡️Дюрация: 1,5
➡️Купон: КС+3,75%, раз в месяц
Единственный флоатер: выгоден, только если КС ЦБ останется высокой. При снижении ставки его доходность упадет. Более высокая дюрация по сравнению с другими выпусками увеличивает процентные риски.
2️⃣001P-02 (RU000A10AA02)
➡️YTM: 27,5%
➡️Дюрация: 0,03
➡️Купон: 28%, раз в месяц
Очень высокий риск ближайшего погашения. Компании нужно найти 260 млн руб. на его выкуп, это тест на платежеспособность. YTM в 27,5% говорит о сильных сомнениях рынка.
3️⃣001P-03 (RU000A10ARS4)
➡️YTM: 44,5%
➡️Дюрация: 0,17
➡️Купон: 26,5%, раз в месяц
Крупнейший выпуск (3 млрд руб.) Астрономическая доходность 44,5% — это ставка, сопоставимая с экстремальными уровнями риска. Рынок оценивает высокую вероятность дефолта.
4️⃣001P-04 (RU000A10B396)
➡️YTM: 30,5%
➡️Дюрация: 0,72
➡️Купон: 26,5%, раз в месяц
До погашения чуть меньше года. Доходность выше 30% сигнализирует о серьезных проблемах с ликвидностью у эмитента.
5️⃣001P-05 (RU000A10BWL7)
➡️YTM: 30,2%
➡️Дюрация: 0,94
➡️Купон: 25,5%, раз в месяц
Аналогичен 001P-04. Требуемая рынком доходность остается на уровне кризисных 30%.
6️⃣001P-06 (RU000A10C5Z7)
➡️YTM: 30,5%
➡️Дюрация: 1,36
➡️Купон: 24,75%, раз в месяц
Среднесрочный риск. Инвестор заперт в бумаге более чем на 1,5 года без возможности досрочного погашения. Доходность не компенсирует риски на таком горизонте при текущем состоянии эмитента.
7️⃣001P-07 (RU000A10CFH8)
➡️YTM: 36,5%
➡️Дюрация: 1,39
➡️Купон: 23%, раз в месяц
Высокий риск + низкая цена. Торгуется с глубоким дисконтом (88,9%), что показывает максимальное недоверие рынка к этому выпуску.
🤔Ключевые выводы по портфелю облигаций Монополии:
1. Доходности говорят о высоком риске. Значения в диапазоне от 30 до 45% закладывают высокую вероятность дефолта или реструктуризации долга. Рынок оценивает эти бумаги как спекулятивные и крайне рискованные.
2. Пик погашений в 2025-2026 гг. Компании предстоит пройти стену погашений в более чем 4,3 млрд руб. Учитывая отрицательный денежный поток, для этого потребуется рефинансирование или распродажа активов.
3. Отсутствие оферт в этом случае — ловушка. Если состояние эмитента ухудшится, есть риск остаться в бумагах до конца и смотреть за падением котировок.
⚠️Итак, на данный момент ключевыми рисками эмитента и его выпусков являются:
⚫️Риск дефолта. Вызван тяжелым состоянием эмитента: отрицательный капитал, убытки, отрицательный денежный поток. Компания может не выполнить обязательства по купонам или погашению.
⚫️Риск рефинансирования. Высока вероятность, что для погашения старых облигаций компания не сможет привлечь новое финансирование на нормальных условиях.
✔️ Несмотря на высокие риски, данные облигации могут привлечь инвесторов по нескольким причинам:
⚫️Высокая доходность. Это плата за высокий риск, но для агрессивных инвесторов это главный аргумент.
⚫️Частые купонные выплаты.
💬Вывод
Очевидно, что эти инструменты не для всех. Они могут подойти, если вы высокорискованный агрессивных инвестор и строите портфель из ВДО; а также делаете ставку на макроповорот — значительное снижение КС и восстановление сектора грузоперевозок. Это, пожалуй, единственный сценарий, при котором компания может получить передышку и восстановить свое состояние.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
Еще больше разборов и полезных материалов в Телеграм-канале
Как вам разбор? Если нашли для себя что-то полезное, буду очень благодарен, если поставите реакцию под этим постом или напишете комментарий со своим мнением — ❤️
#ао_монополия #эмитент #облигации #вдо #разбор #анализ
АО «Монополия» — российская транспортно-логистическая группа, управляющая одной из крупнейших в стране экосистем грузоперевозок.
Финансовые результаты (1п2025, МСФО)
▪️ Выручка: 24,1 млрд руб. (-18,5% г/г)
▪️ Валовая прибыль: 1,3 млрд руб. (-22,3% г/г)
▪️ Операционный убыток: 1,1 млрд руб. (убыток 146,3 млн руб. годом ранее)
▪️ EBITDA: 439,3 млн руб. (-64,9% г/г)
▪️ Скорр. EBITDA: 1,7 млрд руб. (-19,2% г/г)
▪️ Чистый убыток: 3,2 млрд руб. (убыток 1,1 млрд руб. годом ранее)
Убытки объясняются сложной ситуацией на рынке грузоперевозок: переизбытком предложения, снижением тарифов и одновременным ростом расходов, особенно процентных, на фоне высокой ключевой ставки.
▪️ Чистый долг/EBITDA скорр. LTM: около 4,53х (4,18х на конец 2024 г.) — высокий показатель, демонстрирует негативную динамику.
💸 Денежные потоки
Операционный денежный поток до изменений оборотного капитала: -155,5 млн руб. После изменений оборотного капитала: 184,6 млн руб. Поток от основной деятельности отрицательный, но был выведен в положительное значения в результате работы с к/с активами и обязательствами: активное взыскание долгов, распродажа запасов, увеличение кредиторской задолженности.
Это говорит о том, что компания живет за счет того, что использует краткосрочные источники для латания дыр от убыточной основной деятельности.
⚖️Анализ баланса
▪️ Активы: 28,2 млрд руб. (+2,8% г/г). Структура активов остается стабильной.
▪️ Капитал: -500,3 млн руб. (2,6 млрд руб. годом ранее). Основной причиной отрицательного значения является накопленный убыток.
▪️ Обязательства: 28,7 млрд руб. (+15,9% г/г)
▪️ Соотношение обязательств к активам: 102% (90% годом ранее). Активы компаниии практически полностью сформированы за счет заемных средств.
▪️ К/с обязательства превышают оборотные активы на 7,5 млрд руб., что говорит о проблеме ликвидности и риске для непрерывности деятельности.
📊Анализ по сегментам:
▪️ «Монополия Тракинг» (перевозки собственным парком): убыточный сегмент, наиболее пострадал от рыночных условий.
▪️ Облегченные сегменты («Монополия Грузы», «Монополия Бизнес», «Умная логистика»): показывают положительную динамику и прибыльность. Именно на них руководство делает ставку в рамках трансформации бизнес-модели.
▪️ «Монополия Мультисервис» (продажа топлива): стабильный, но низкомаржинальный сегмент.
🌐 Основные макро- и секторные факторы:
1️⃣Рост стоимости и сложности логистики, ограничения на импорт запчастей и новой техники, повышение страховых ставок.
2️⃣Жесткая ДКП, рост процентных расходов и стоимости обслуживания долга.
3️⃣Цикличность перегрева и спада рынка грузоперевозок в последние годы, что привело к снижению тарифов и росту расходов.
💼Кредитный рейтинг
АКРА: понижение с BBB+ до BBB с прогнозом «развивающийся» (04.09.2025). Понижение кредитного рейтинга обусловлено снижением оценок за размер, долговую нагрузку и денежный поток компании.
✔️ Преимущества
- Стратегия трансформации бизнеса;
- Диверсификация бизнеса (наличие нескольких сегментов);
- Наличие ликвидных активов (парк т/с).
⚠️ Риски
- Высокая долговая нагрузка;
- Отрицательный капитал;
- Нехватка ликвидности;
- Убыточность основной деятельности;
- Неблагоприятная макро- и отраслевая среда.
💬 Вывод
Монополия — компания в состоянии глубокого финансового стресса с высокими спекулятивными рисками.
В к/с перспективе выживаемость компании зависит от способности продолжать рефинансирование долга и поддержки кредиторов.
На среднем горизонте есть шанс восстановления при успешной реализации стратегии перехода на облегченную модель, при условии дальнейшего смягчения ДКП и стабилизации тарифов на рынке.
❗️В данный момент бумаги этого эмитента стоит воспринимать только как высокорисковые спекулятивные. Следует дождаться признаков улучшения: сокращения долга, выхода на прибыль и восстановления капитала.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
#ао_монополия #эмитент #разбор #облигации #анализ #финансовыерезультаты