АО «Монополия» — российская транспортно-логистическая группа, управляющая одной из крупнейших в стране экосистем грузоперевозок.
Финансовые результаты (1п2025, МСФО)
▪️ Выручка: 24,1 млрд руб. (-18,5% г/г)
▪️ Валовая прибыль: 1,3 млрд руб. (-22,3% г/г)
▪️ Операционный убыток: 1,1 млрд руб. (убыток 146,3 млн руб. годом ранее)
▪️ EBITDA: 439,3 млн руб. (-64,9% г/г)
▪️ Скорр. EBITDA: 1,7 млрд руб. (-19,2% г/г)
▪️ Чистый убыток: 3,2 млрд руб. (убыток 1,1 млрд руб. годом ранее)
Убытки объясняются сложной ситуацией на рынке грузоперевозок: переизбытком предложения, снижением тарифов и одновременным ростом расходов, особенно процентных, на фоне высокой ключевой ставки.
▪️ Чистый долг/EBITDA скорр. LTM: около 4,53х (4,18х на конец 2024 г.) — высокий показатель, демонстрирует негативную динамику.
💸 Денежные потоки
Операционный денежный поток до изменений оборотного капитала: -155,5 млн руб. После изменений оборотного капитала: 184,6 млн руб. Поток от основной деятельности отрицательный, но был выведен в положительное значения в результате работы с к/с активами и обязательствами: активное взыскание долгов, распродажа запасов, увеличение кредиторской задолженности.
Это говорит о том, что компания живет за счет того, что использует краткосрочные источники для латания дыр от убыточной основной деятельности.
⚖️Анализ баланса
▪️ Активы: 28,2 млрд руб. (+2,8% г/г). Структура активов остается стабильной.
▪️ Капитал: -500,3 млн руб. (2,6 млрд руб. годом ранее). Основной причиной отрицательного значения является накопленный убыток.
▪️ Обязательства: 28,7 млрд руб. (+15,9% г/г)
▪️ Соотношение обязательств к активам: 102% (90% годом ранее). Активы компаниии практически полностью сформированы за счет заемных средств.
▪️ К/с обязательства превышают оборотные активы на 7,5 млрд руб., что говорит о проблеме ликвидности и риске для непрерывности деятельности.
📊Анализ по сегментам:
▪️ «Монополия Тракинг» (перевозки собственным парком): убыточный сегмент, наиболее пострадал от рыночных условий.
▪️ Облегченные сегменты («Монополия Грузы», «Монополия Бизнес», «Умная логистика»): показывают положительную динамику и прибыльность. Именно на них руководство делает ставку в рамках трансформации бизнес-модели.
▪️ «Монополия Мультисервис» (продажа топлива): стабильный, но низкомаржинальный сегмент.
🌐 Основные макро- и секторные факторы:
1️⃣Рост стоимости и сложности логистики, ограничения на импорт запчастей и новой техники, повышение страховых ставок.
2️⃣Жесткая ДКП, рост процентных расходов и стоимости обслуживания долга.
3️⃣Цикличность перегрева и спада рынка грузоперевозок в последние годы, что привело к снижению тарифов и росту расходов.
💼Кредитный рейтинг
АКРА: понижение с BBB+ до BBB с прогнозом «развивающийся» (04.09.2025). Понижение кредитного рейтинга обусловлено снижением оценок за размер, долговую нагрузку и денежный поток компании.
✔️ Преимущества
- Стратегия трансформации бизнеса;
- Диверсификация бизнеса (наличие нескольких сегментов);
- Наличие ликвидных активов (парк т/с).
⚠️ Риски
- Высокая долговая нагрузка;
- Отрицательный капитал;
- Нехватка ликвидности;
- Убыточность основной деятельности;
- Неблагоприятная макро- и отраслевая среда.
💬 Вывод
Монополия — компания в состоянии глубокого финансового стресса с высокими спекулятивными рисками.
В к/с перспективе выживаемость компании зависит от способности продолжать рефинансирование долга и поддержки кредиторов.
На среднем горизонте есть шанс восстановления при успешной реализации стратегии перехода на облегченную модель, при условии дальнейшего смягчения ДКП и стабилизации тарифов на рынке.
❗️В данный момент бумаги этого эмитента стоит воспринимать только как высокорисковые спекулятивные. Следует дождаться признаков улучшения: сокращения долга, выхода на прибыль и восстановления капитала.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
#ао_монополия #эмитент #разбор #облигации #анализ #финансовыерезультаты
