Итак, цифры, которые определят жизнь нашей экономики ближайшие три года:
ВВП:
2026 — 235,067 трлн ₽
2027 — 255,498 трлн ₽
2028 — 276,346 трлн ₽
▪️ Доходы бюджета: 40,3 трлн ₽ в 2026 году, 42,9 трлн ₽ в 2027 и 45,9 трлн ₽ в 2028.
▪️ Расходы чуть выше: 44 трлн ₽, 46,1 трлн ₽ и 49,4 трлн ₽ соответственно.
И да, дефицит есть: по прогнозу он сократится с 1,6% ВВП в 2026 до 1,3% ВВП в 2028 году. Основным источником финансирования дефицита бюджета в этот период будут гос. заимствования РФ.
📈Долг и ФНБ
▪️ Верхний предел внутреннего долга на начало 2027 утвержден на уровне 37,44 трлн ₽, 2028 — 42,18 трлн ₽, а на начало 2029 — 47,41 трлн ₽. Верхний предел внешнего долга — 66,8 млрд $, 63,9 млрд $ и 62,3 млрд $ соответственно.
▪️ Фонд национального благосостояния при этом продолжит подрастать: 13,7 трлн ₽ в 2026 и 14,3 трлн ₽ в 2028. Часть средств (около 38,5 млрд ₽) пойдёт на закрытие дефицита.
Минфин опубликовал предварительные данные об исполнении федерального бюджета за первые 10 месяцев года. Разберёмся, какие выводы можно из этого сделать👇
Доходы и расходы: что изменилось
1. Доходы составили 29,9 трлн ₽, что на 0,8% выше, чем годом ранее. Рост выглядит скромно, но структура меняется:
- Ненефтегазовые доходы выросли на 11,3% г/г до 22,4 трлн ₽. Это результат восстановления внутреннего спроса, роста НДС, налога на прибыль и акцизов.
- Нефтегазовые доходы, напротив, снизились на 21,4% до 7,5 трлн ₽, в основном из-за корректировки экспортных пошлин и налоговых вычетов, а также снижения физического экспорта нефти.
2. Расходы за тот же период достигли 34,1 трлн ₽, что на 15,4% больше, чем годом ранее. Расширение расходов связано с приоритетными тратами на инфраструктуру, оборону, социальную поддержку и инвестиционные проекты.
В итоге бюджет за 10 месяцев сведен с дефицитом 4,19 трлн ₽, или примерно 1,9% ВВП.
🧭Что это значит для рынка
1. Рост расходов при слабом приросте доходов — сигнал о возможном наращивании заимствований в конце года. Минфин уже объявил планы активных размещений, включая новые выпуски ОФЗ.
2. Снижение нефтегазовых доходов подталкивает правительство активнее развивать ненефтегазовый сектор и налоговую базу внутри страны. Это структурный сдвиг, и его последствия будут видны в долговой политике.
3. Дефицит в 1,9% ВВП остаётся управляемым, но чем больше расходное давление к концу года, тем выше вероятность, что предложение госдолга увеличится.
Для инвесторов это значит:
- рост объёмов размещений ОФЗ может дать точечное повышение доходностей, особенно по длинным выпускам;
- при этом сохранение доверия к долговой политике поддерживает спрос со стороны банков и институциональных инвесторов.
⚖️Итог
Федеральный бюджет удерживается в контролируемом диапазоне, но его структура меняется: доля нефтегазовых доходов снижается, а внутренние налоги и расходы растут.
Для рынка это означает переход к новому циклу госзаимствований, где акцент будет на баланс между поддержанием активности и управлением долгом.
Инвесторам стоит следить за графиком размещений Минфина: именно он будет задавать тон облигационному рынку в ближайшие месяцы.
Если нашли материал полезным, поддержите канал, это лучшая мотивация для меня! — 👍
#федеральный_бюджет #бюджет #экономика #рынок #рынок_облигаций #облигации #офз