У всего сущего есть цикл жизни. Так устроен мир. Это правило применимо и к бизнесу. Некогда известные бренды, компании-гиганты, после своего рассвета и пика могущества тихо и незаметно покидают олимп, уходя в небытие.
Думаю, все из нас знают и помнят Kodak. Фотостудии которого заполонили страну в девяностые. А телефоны Nokia? Наверное, каждая вторая трубка в руке в начале 2000-х была сделана горячими финскими производителями.
Kodak, некогда занимавшая лидирующие позиции в области фотографии, изо всех сил пыталась адаптироваться к цифровому веку, что в конечном итоге привело к снижению ее доли на рынке и объявлению о банкротстве в 2012 году. Они были среди первых новаторов в области цифровой фотографии, они не спешили внедрять ее в качестве основной технологии, сосредоточившись вместо этого на своем устоявшемся кинобизнесе. Эта ошибка привела к их краху.
Nokia упустила момент перехода от классической «трубки». Лидер рынка не сразу осознал рост популярности смартфонов и важность таких программных платформ, как iOS и Android. Итог печален. Та же учесть постигла и Siemens Mobile.
Sic transit gloria mundi - Так проходит слава мирская.
Есть менее известные в России компании, но довольно громко рухнувшие. Американский энергетический гигант Enron, рыночная капитализация которого на пике превысила $60 млрд, к слову, Apple тогда стоила около $5 млрд, в 12 раз меньше. В декабре 2001 года Enron подала на банкротство. На тот момент это было крупнейшее дело о банкротстве за всю историю США.
А в декабре 2014 года нидерландский производитель одежды Mexx был признан банкротом судом Амстердама.
Несть им числа. Из этих историй можно написать книгу.
А зачем это все? А это к тому, что нужно диверсифицировать свои вложения. Не стоит вкладываться всеми средствами в «любимые компании». Потому что в один прекрасный день можно остаться вместо тугих пачек с деньгами с пачкой пожелтевших фотографий от Kodak.
