Раз уж эта суббота по всей стране объявлена рабочим днем, то и нам не гоже отсиживаться в стороне. Из этой статьи вы узнаете, правдива ли поговорка из названия, ведь по словам первого вице-премьера Дениса Мантурова, Правительство РФ видит постепенное восстановление авторынка. Также мы поговорим о результатах деятельности КАМАЗа за первое полугодие 2025 года, и об основных трендах на этом рынке.
🚗 Итак, выручка компании за отчетный период снизилась на 17,9% до 154 млрд рублей. Несмотря на рост доли КАМАЗа на рынке крупнотоннажных грузовиков с 15,4% до 30%, продажи новых крупнотоннажных грузовых автомобилей (HCV) за 9 месяцев 2025 года упали на 57,4%, что и нашло отражение в падении выручки.
Себестоимость реализации снизилась на 9,8% до 137,9 млрд рублей. При этом операционные расходы компании остались на уровне прошлого года. Вкупе с обесценением внеоборотных активов, привели к операционному убытку в размере 18,2 млрд рублей, против прибыли годом ранее.
📊 Финансовые расходы КАМАЗа выросли вдвое, с 11 до 21 ярдов, за счет поступательного роста процентных расходов. У компании высокий долг. Так, долгосрочные обязательства за период выросли со 158,2 млрд рублей до 167 млрд, краткосрочные прибавили с 274,8 до 308,4 млрд. В сумме обязательств набралось на 400+ млрд при общей капитализации Группы в 59,1 млрд.
Кто покупает столь закредитованный бизнес мне в корне не понятно. Только процентные расходы за полугодие превышают всю валовую прибыль компании. В итоге чистый убыток КАМАЗа составил 30,9 млрд рублей, против прибыли в 3,7 ярда за первое полугодие 2024 года.
💰 Ни о каких дивидендах и речи не может идти. Акционеры КАМАЗа утвердили решение о невыплате дивидендов за 2024 год. Это же решение примут и по итогам 2025 года. Можно конечно попытаться найти идею в низкой оценке акций, но и тут возникают проблемы. На момент написания статьи P/E и EV/EBITDA отрицательные.
Вот и получаем, убыточный на операционном уровне бизнес, ужасный отчет за полугодие и полное отсутствие инвестиционной идеи. Кто-то ищет ее в растущем спросе на наши грузовики, другие намекают на запрет продажи некоторых китайских марок, ну а ваш покорный слуга по-прежнему остается в стороне от акций КАМАЗа.
♥️ Команда «КАМАЗ-мастер» 19 раз выигрывала ралли «Дакар» в классе грузовиков, и по праву считается самой успешных в мировом автоспорте в своей категории. Жаль, что эта энергия не передалась команде топ-менеджеров самой компании. Ну и как всегда, если понравилась статья, жмите ей лайк.
❗️Не является инвестиционной рекомендацией
🚚 ПАО «КАМАЗ» — ведущий российский автопроизводитель, входящий в двадцатку крупнейших мировых компаний по выпуску тяжелых грузовиков. На отечественном рынке грузовых автомобилей компания занимает лидирующие позиции. В ассортименте ПАО «КАМАЗ» представлены различные виды техники: грузовые автомобили, автобусы, электробусы, прицепы, полуприцепы и двигатели.
🚀Сбор заявок 9 сентября
11:00-15:00
размещение 12 сентября
Выпуск 1
Наименование: Камаз-БО-П16
Рейтинг: АА- (АКРА, прогноз «Стабильный»)
Купон: 15.25% (ежемесячный)
Срок обращения: 2 года
Амортизация: нет
Оферта: нет
Номинал: 1000 ₽
Организатор: Совкомбанк
Выпуск для всех
Выпуск 2
Наименование: Камаз-БО-П17
Рейтинг: АА- (АКРА, прогноз «Стабильный»)
Купон: ΣКС+250 б.п. (ежемесячный)
Срок обращения: 2 года
Амортизация: нет
Оферта: нет
Номинал: 1000 ₽
Общий объем: 5 млрд.₽
Организатор: Совкомбанк
Выпуск для всех
Вся свежая информация по новым выпускам у меня в телеграмм канале.
📊 Финансовые показатели
▫️Капитализация: 65 млрд ₽ / 92,2₽ за акцию
▫️Выручка 2024: 394 млрд ₽ (+6,3% г/г)
▫️Чистый убыток: -0,2 млрд ₽
▫️Скор. убыток: -3,6 млрд р
▫️P/B: 0,55
👆 Сейчас не столько важны результаты 2024 года, сколько понимание будущего. Недавно выходила статья с примерными данными по продажам грузовиков компании за 1п2025:
▫️Крупнотоннажные: 6,4 тыс (-20,7% г/г)
▫️Среднетоннажные: 1,8 тыс (-32,9% г/г)
▫️Легкие комм. авто: 419 ед (-24,6% г/г)
📉 Более того, в первом полугодии средняя стоимость нового КамАЗа снизилась на 13% г/г. Пока нет данных по продажам автобусов, электробусов и военной техники, но даже если в остальных сегментах всё остается на уровне прошлого года, то продажи упали почти на 15% г/г. Это при том, что компания еще прилично нарастила долю на рынке грузовых авто.
❌ Чистый долг КАМАЗа на конец 2024 года составил 163 млрд р (с уч. обязательств по аренде, которые незначительны), т.е. долг вырос в 3 раза и по итогам 1п2025 будет еще больше.
Несмотря на то, что часть кредитов льготные, % расходы остаются большими и в 2024м году съедали почти всю операционную прибыль. В этом году, вероятно, % расходы существенно превысят операционную прибыль.
👆 Фактически, без поддержки государства из долговой ямы выбраться будет сложно, поэтому вероятность масштабной докапитализации довольно высокая.
❌ Конкуренция со стороны китайских производителей тоже существенная, но это сейчас менее существенная проблема, чем долг (особенно, пока идет СВО и есть повышенный спрос на технику).
Вывод:
Компания не теряет долю рынка - это единственный плюс в текущей ситуации. В остальном, ничего позитивного для держателей акций нет. Чтобы появились какие-то драйверы роста - нужна низкая ставка ЦБ и восстановление спроса, тогда продажи восстановятся, а % расходы упадут. При этом, завершение СВО - это скорее негатив для компании. Есть еще сценарий беспрецедентной поддержки государства и выделения огромных субсидий, но логичнее докапитализировать компанию и увеличить в ней долю.
В общем, позитивных сценариев для держателей акций немного, а вот к облигациям можно присмотреться, если вдруг их будет штормить по каким-то причинам и доходности вырастут.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией