По данным INFOline, с января по сентябрь 2025 года количество супермаркетов и гипермаркетов в России сократилось на 1,4%, что составило 67 торговых объектов общей площадью 185,2 тыс. кв. м. Совокупная доля этих форматов в структуре торговых площадей топ-200 FMCG-сетей снизилась с 37% в 2017 году до 21% по состоянию на девять месяцев 2025 года. Это отражает изменение предпочтений потребителей в сторону дискаунтеров. Так, доля «жестких» дискаунтеров в структуре торговых площадей топ-200 сетей выросла с 4,8% в 2017 году до 16,4% в сентябре 2025 года, показав увеличение более чем в три раза.
💯 Ключевые цифры
🔹 Гипермаркеты. Доля сократилась более чем вдвое с 2017 года: с 24,8 до 12,7%.
🔹 Супермаркеты. Сокращение доли с 2017 года: с 12,2 до 8,3%. Формат теряет рентабельность и потребительскую актуальность.
🔹 Магазины у дома. Стабильный рост доли с 2017 года: с 13,1 до 15,6%. Формат соответствует тренду на шаговую доступность.
🔹 «Жесткие» дискаунтеры. Рост практически в четыре раза с 2017 года: с 4,8 до 16,4%. Этот формат стал главным бенефициаром текущей рыночной конъюнктуры.
❓ Системные причины трансформации
Главный драйвер — изменение поведения потребителей на сберегательную модель потребления. А высокая ключевая ставка, в свою очередь, делает инвестиции в крупные форматы нерентабельными.
🧠 Наше мнение
Аналитики сервиса Газпромбанк Инвестиции отмечают трансформацию на рынке ритейла — адаптируемость к новым реалиям и отказ от громоздких и дорогих форматов в пользу гибких, дешевых и удобных. Фаворитом в секторе ритейла, который представлен во всех растущих форматах, а также активно развивает свою сеть дискаунтеров «Чижик», можно считать компанию Х5.
Смотреть акции Х5 в каталоге →
