
Еще в 2002 году на общем собрании акционеров Berkshire Hathaway основатель компании Уоррен Баффетт и его соратник Чарльз Мангер раскритиковали EBITDA.
Они говорили: «EBITDA, OIBDA и прочие заменители чистой прибыли зачастую — это “мы ничего не заработали, но смотрите, сколько бы мы заработали, если бы не налоги, проценты и амортизация”. Мы не инвестируем в такие компании и вам не советуем».
Представь, что в один прекрасный день ты решил покататься по городу, послушать музыку, поболтать с незнакомыми людьми, немного подзаработать и вообще отвлечься от обыденной суеты. В итоге за день тебе удалось заработать 5000 рублей, плюс кто-то оставил тебе 1000 рублей чаевых за приятную беседу. Итого твоя выручка — 6000 рублей (1000 + 5000 = 6000). Потом ты поехал на заправку, оплатил услуги агрегатора такси, помыл машину и потратил на это 2000 рублей. У тебя осталось 4000 рублей.
Обычный человек считает, что 4000 рублей — это его реальная прибыль, но это совсем не так. В данном случае 4000 рублей — это твоя EBITDA. Но если ты вспомнишь, что твоя машина изнашивается и её надо ремонтировать, то отложишь 1000 рублей на предстоящие ремонты и у тебя останется уже 3000 рублей — и это будет твой EBIT. А если ты ещё вспомнишь, что тебе разово перевели 1000 рублей чаевыми, и ты прекрасно понимаешь, что каждый раз так не будет, то из 3000 рублей вычтешь ещё 1000, и у тебя останется только 2000 рублей — и это уже будет твоя операционная прибыль.
В данном примере твоя EBITDA — это 4000 рублей, которые у тебя остались после уплаты всех непосредственных расходов (заправка, мойка, комиссия агрегатору). Но по-настоящему твоя операционная прибыль в два раза меньше и составляет 2000 рублей. А если ещё учесть, что тебе надо заплатить налоги и проценты по кредиту на покупку машины, реальная прибыль будет ещё меньше.
Поэтому не зря Уоррен Баффетт говорил: «EBITDA, OIBDA — выглядит красиво и нужна компаниям как оправдание в стиле: “Смотрите, сколько мы могли бы заработать, если бы не налоги, амортизация и проценты по кредитам”».
Вопрос: А куда тогда смотреть? На чистую прибыль?
Ответ: надо смотреть на компанию в целом: кто её руководители и какие у них компетенции? Каково реальное финансовое положение компании? Какова ситуация на рынке в целом? На какой стадии находится отрасль, в которой работает компания? Ответы на эти и другие вопросы помогут взглянуть на картину в целом.
Также ты можешь смотреть мои глубокие и скучные обзоры компаний, которые я считаю интересными для инвестиций. Да, там много цифр, много информации, много вещей, о которых одни молчат, а другие не верят, что такое может быть в реальности, потому что понять чужой бизнес может только тот, у кого есть свой собственный бизнес.
Надеюсь, тебе понравился мой пост. Подписывайся, чтобы не пропустить следующие обзоры и прямые эфиры.