Долгие годы инвесторы боялись, что дешевые синтетические бриллианты похоронят натуральные природные. Сколько раз хоронили компанию из-за лабораторных камней, которые не отличить от настоящих, а стоят они в разы дешевле.
Еще летом Kept сообщал, что карат синтетики стоит от $500. Сейчас CEO Алросы утверждает, что оптовые цены упали на 40% год к году! Звучат цифры в $70 за карат. Натуральный бриллиант в 1 карат стоил летом $3925.
По факту синтетические алмазы перешли в разряд дорогой бижутерии, в некоторых ювелирных домах их уже начали бесплатно раздавать.
Тут надо понимать, что рынок синтетики растет взрывными темпами: по оценке Kept в 2024 году мировой спрос на украшения с искусственными бриллиантами вырос на 38%, до $16,3 млрд, в то время как продажи ювелирных изделий с природными камнями снизились — на 1,6%, до $80,7 млрд.
20% всех проданных камней в мире уже синтетические.
Просто если искусственный бриллиант стоит 5% от цены натурального он перестаёт быть конкурентом натуральным камням, а становится иным продуктом, конкурируя уже в сегменте бижутерии.
40% людей, которые купили синтетический камень все равно не могли бы себе позволить настоящий. И эта доля растет.
В это же время Алроса заявляет, что в этом году сократить добычу на 10-15%, однако, в 3 кв. 2025 года индийские ритейлеры снова показали двузначный рост - в среднем на 29% год к году. Также растет спрос в Китае.
Напомним, Алроса имеет 30% мирового производства и более 40% мировых запасов.
На этих новостях акции растут на 4%.
Стоит ли покупать Алросу?
С одной стороны, синтетические бриллианты теперь продают буквально на вес и целевая аудитория камней теперь полностью разделится. Это позитив.
С другой кризис на рынке бриллиантов длится уже 3 года. Товар не является жизненно необходимым, зависит от тенденций в обществе, трендов среди богатых людей, смены поколений и т.д.
Да, хорошо, что спрос восстанавливается. Но с какой низкой базы? Этого недостаточно чтобы брать на себя риски владения акциями Алросы сейчас.
И компания не просто так решила добывать золото, видя и диверсифицируя риски.
Во всяком случае, мы в стороне.