Центробанк балансирует на тонкой грани между двумя вызовами. С одной стороны — борьба с инфляцией (да, она снижается, но все равно высокая), с другой — необходимость стимулировать замедляющуюся экономику, поддерживать доступность кредитов и инвестиционный спрос.
ЦБ в роли канатоходца
Опустит ставку резко — инфляция разгонится с новой силой, контроль над ценами будет потерян. Удержит ставку высокой — деньги в экономике будут дороги, бизнес не сможет развиваться, а рост ВВП — медленный и печальный (тоже удар по социальной и инвестиционной активности).
Размер снижения “ключа” будет для нас индикатором того, как ЦБ видит текущую экономическую ситуацию.
💥 Снизят на 200 пунктов, значит, всё пока очень тяжело, и нужно срочно запускать экономику, дать ей свободы и топлива.
💥 Снизят на 100 пунктов — всё идет примерно по плану, который был намечен в июне, и регулятор действует осторожно в условиях стабильности.
💥 Не снизят вовсе (маловероятно) — значит, инфляция снова набирает обороты и заставляет ЦБ держать жесткую ДКП, и никакой “расслабухи” для рынка.
Вот ЦБ и играет в игру с постепенным снижением ставки. Пытается “не спугнуть” инфляционные ожидания, не “уронить” доверие к рублю, не потерять инвесторов (тех, которые остались)...
Поэтому каждое заседание и каждое решение ЦБ вызывает такой большой резонанс на рынках и среди финансистов — любое неверное движение обернется серьезными последствиями.
Вывод
Ставка сейчас — это не только ценный мех цифра, но и 3-4 кг диетического, легкоусваиваемого мяса индикатор экономического здоровья. Эдакий инструмент для склейки сложного пазла из инфляции, роста, доверия бизнеса и людей.
И все ждут, кто кого переиграет — рынок ЦБ или наоборот. Вот это напряженность! Добавим сюда массу неопределенностей — и станет понятно, почему тема ключевой ставки — один из самых захватывающих драматических сериалов в нашей экономике.
Алексей Примак
