Top.Mail.Ru

Банки против маркетплейсов

#LTI_новости #OZON #YDEX #SBER #T


Крупные банки уже какое-то время жалуются на маркетплейсы из-за того, что те развивают свои финансовые сервисы, забирающие у банков долю рынка. В первую очередь банки недовольны скидками, которые маркетплейсы дают при оплате картами собственных банков относительно других платежных методов.


На прошлой неделе на это снова пожаловался Герман Греф, сегодня еще появилась статья, что банки поддержал ЦБ и Набиуллина написала письмо Силуанову (главе Минэка) на эту тему. При этом маркетплейсы дали ответку и через "Московское общество защиты потребителей" направили письмо в Генпрокуратуру с жалобой уже на банки, которые развивают собственные торговые площадки и ограничивают там использование сторонних платежных методов.


На мой взгляд эту историю можно разделить на несколько частей. Скидки при оплате товаров на маркетплейсах через их собственные банки действительно можно посчитать нарушающими конкуренцию, если маркетплейсы не дают такую опцию другим банкам. Но есть несколько причин, по которым я не считаю, что это значимый риск для маркетплейсов, даже если скидки запретят:


1) Во-первых, есть много прецедентов, когда сами банки используют такой механизм. Например, Яндекс дает скидку на Маркете и в некоторых других сервисах при оплате картой Альфы. Такую практику, получается, тоже нужно запретить? А когда какой-то банк договаривается на эксклюзивную скидку при оплате своей картой в каком-нибудь магазине или ресторане, это тоже нечестная практика, нарушающая конкуренцию?

2) Скидку можно легко заменить эквивалентным кэшбэком, который будет приходить с небольшой задержкой, но вряд ли сильно повлияет на потребителей - они будут платить картой, по которой кэшбэк выше. Любой банк может давать кэшбэк на покупки на маркетплейсах и конкурировать, некоторые это уже делают.

3) Сами крупные банки активно используют повышенные кэшбэки при оплате товаров и услуг на собственных площадках, тот же Сбер дает баллы Спасибо за покупки в Самокате и т.д. Или Т-Банк дает большие кэшбэки при оплате множества сервисов в своем приложении. А сторонних методов оплаты в приложениях банков вообще нет.


Второй пункт из письма Набиуллиной, где идет речь про запрет на продажу на маркетплейсах продуктов дочерних банков, звучит странно. Если речь про рекламу собственных продуктов в приложениях маркетплейсах, то никто не мешает другим банкам ее купить и рекламировать себя (если маркетплейсы сейчас не разрешают, то наверное нужно разрешить, но это не окажет большого негативного эффекта на их бизнес).


Если речь про сам факт интеграции финансовых сервисов в приложения маркетплейсов, то возникает резонный вопрос, почему банкам можно интегрировать торговые площадки в свои приложения, а маркетплейсам нельзя финансовые услуги внутри своих? В конце концов Озон может переименовать приложение в Озон банк и внутри него будет маркетплейс, как сейчас есть у многих крупных банков, чем это тогда будет отличаться?


И есть еще один важный момент. Сейчас маркетплейсы реинвестируют большую часть своих доходов обратно в скидки. Если у них забрать эти доходы, сами они точно не станут меньше зарабатывать, заплатит как всегда потребитель. А учитывая масштаб бизнеса маркетплейсов, снижение скидок на 1% на все товары очень грубо даст +0.1-0.2% к инфляции в России. Причем больнее всего это ударит по жителям небольших городов и отдаленных регионов, у которых кроме Озона и ВБ нет альтернатив для покупки большинства товаров. Не думаю, что это нужно ЦБ, который так усердно пытается бороться с инфляцией.


В итоге, на мой взгляд, основные претензии банков к маркетплейсам вроде расчета и отображения скидок можно устранить точечными продуктовыми изменениями / интеграциями, которые не окажут большого негативного эффекта на бизнес маркетплейсов. А более жесткие ограничения для дочерних банков маркетплейсов не имеют экономического смысла и скорее не будут приняты. Но посмотрим как будет развиваться ситуация.


Падение акций Ozon сегодня на ~4% на фоне описанных новостей, на мой взгляд, выглядит чрезмерным.


@long_term_investments

0 / 2000
Ваш комментарий
Тебя ждёт миллион инвесторов
Регистрируйся бесплатно, чтобы учиться у лучших, следить за инсайтами и повторять успешные стратегии
Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить ваш опыт на нашем сайте
Нажимая «Принять», вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с Политикой конфиденциальности. Можно самостоятельно управлять cookie через настройки браузера: их можно удалить или настроить их использование в будущем.