
МТС опубликовал финансовые результаты, которые идеально показывают, что происходит в экономике. Операционно бизнес растет как на дрожжах, но чистую прибыль «съела» высокая ключевая ставка.
Разбираемся, что это значит для держателей облигаций и стоит ли бояться за долг компании.
Операционно все отлично. Кредитное качество – эталонное (ААА). Падение чистой прибыли – это «бумажный» эффект от дорогих процентов, а не проблема бизнеса.
🔤 ЧТО ХОРОШЕГО (Операционка)
Бизнес чувствует себя прекрасно:
⚫️ Выручка: 195.4 млрд руб. (+14.4% г/г)
⚫️ OIBDA: 72.7 млрд руб. (+11.3% г/г)
⚫️ Драйверы: Экосистема (Финтех, AdTech, Медиа) – уже генерирует более 40% всей выручки Группы.
⚫️ Детали: Особенно отличились МТС Банк (выручка +22% г/г) и сегмент AdTech (рекламный бизнес, рост +44% г/г).
⚫️ Вывод: Стратегия диверсификации работает, компания успешно растет за пределами традиционной «трубы» (связи).
🔤 ЧТО ПЛОХОГО (Чистая прибыль и FCF)
А вот здесь инвесторов в акции ждало разочарование:
⚫️ Чистая прибыль: рухнула на 61.1% г/г, составив всего 2.8 млрд руб.
⚫️ Свободный денежный поток (FCF): за 6 мес. 2025 года ушел в минус на -16.6 млрд руб.
В чем причина?
Это НЕ операционный сбой. Причина – рост чистых финансовых (процентных) расходов почти в 2 раза, с 10.4 млрд во 2кв 2024 до 19.1 млрд руб. во 2кв 2025.
В условиях, когда ставка ЦБ крайне высокая, МТС, как и все, вынужден платить гораздо больше за обслуживание своего долга. Эти расходы и «съели» всю прибыль и FCF.
📊А ЧТО С ДОЛГОМ? (Спойлер: всё спокойно)
Для нас, как для инвесторов в облигации, важны не «бумажные» прибыли, а реальная способность платить по долгам. И здесь у МТС всё в полном порядке.
⚫️ Рейтинг: "AAA(RU)" от всех агентств. Это высший возможный кредитный рейтинг в РФ.
⚫️ Долговая нагрузка: Чистый долг / LTM OIBDA = 1.7x. Это очень низкий и супер-комфортный уровень. Компания может покрыть весь чистый долг своей операционной прибылью менее чем за 2 года.
⚫️ Структура: 98.8% долга – в рублях. Валютного риска нет.
⚫️ Ликвидность: На счетах 71.3 млрд руб. кэша. Этого недостаточно для покрытия краткосрочных погашений до конца года (90.1 млрд в 3кв + 31.2 млрд в 4кв). Это подтверждает: компания живет в режиме постоянного рефинансирования, что нормально для ее рейтинга.
🤔 "Технический" момент: Отрицательный капитал
Да, в балансе у МТС отрицательный собственный капитал (-45.3 млрд руб.). Но это НЕ признак банкротства. Это технический артефакт, сложившийся из-за многолетней щедрой дивидендной политики и байбэков. Для кредиторов это не риск.
⚠️ ГЛАВНЫЙ РИСК: «Долговая стена» 2026
Вот на что действительно стоит обратить внимание.
В 2026 году компании предстоит погасить или рефинансировать 318.2 млрд руб. (и еще 109 млрд в 2027).
Что это значит?
Дефолта не будет. Эмитент с рейтингом ААА легко перезакапитализируется на рынке.
Но! Компания будет вынуждена замещать старые выпуски (взятые под условные 6-8%) новыми, дорогими (под 15-16%).
Последствия: Это окажет структурное давление на чистую прибыль (что плохо для акционеров), но не угрожает способности обслуживать долг (нейтрально для облигаций).
🔖 Ключевые параметры выпуска облигаций МТС-002Р-14
Номинал: 1000 ₽
Объем: 10 млрд ₽
Погашение: через 3 года
Купон: ∑KC + 2%
Выплаты: 12 раз в год
Амортизация: Нет
Оферта: Нет
Рейтинг: AAA(RU) АКРА / ruAAA Эксперт РА / AAA.ru НКР
Только для квалов: Нет
Сбор заявок: 11 ноября 2025 года
Размещение: 17 ноября 2025 года
🤔 Что итоге?
Кредитный риск МТС = Минимальный. Это эталонный заемщик.
Инвестиция в облигации МТС – это не ставка на компанию, а ставка на будущую медленно-снижающуюся траекторию ключевой ставки ЦБ.
МТС – "must have" эмитент для консервативной части портфеля.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
Переходите в мой Телеграмм канал, там я собираю миллион для дочек и открыто показываю портфель.