По данным Минфина, нефтегазовые доходы (НГД) бюджета РФ в январе — октябре 2025 года составили 7,5 трлн рублей, это на 21,4% меньше, чем за тот же период 2024 года. В октябре ситуация немного выправилась в месячном выражении — было собрано 888,6 млрд рублей. Рост к сентябрю составил 52,5%, однако этот рост был за счет разового поступления квартального НДД на 327,8 млрд рублей.
🛢 Основные цифры за январь — октябрь 2025 года
▪️ Нефтегазовые доходы (НГД) составили 7,49 трлн рублей, это на 21,4% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.
▪️ Базовые НГД составили 7,3 трлн рублей, меньше на 12,9%, чем за аналогичный период 2024 года.
▪️ Дополнительные НГД составили 201,8 млрд рублей, что в 5,8 раза меньше, чем годом ранее.
▪️ Поступления по НДПИ снизились на 26,2% г/г, составив 7,53 трлн рублей.
▪️ Поступления по НДД снизились на 21,4% г/г, составив 1,6 трлн рублей.
▪️ Выплаты по демпферному механизму достигли 759,3 млрд рублей (снижение в 2,0 раза). Летом был риск обнуления демпфера, но с 1 октября 2025 года до 1 мая 2026 года введен мораторий на обнуление.
🪶 Бюджетное правило
В ноябре ожидаемый объем дополнительных доходов прогнозируется Минфином в минус 48 млрд рублей. С 10 ноября по 4 декабря Минфин будет продавать валюту и золото на сумму 2,7 млрд рублей. В октябре этот показатель был в 5 раз больше — 13,9 млрд рублей. Вместе с операциями Банка России общий объем продаж на рынке составит 9,04 млрд рублей в день.
💬 Наши комментарии
Российский бюджет демонстрирует устойчивое снижение на фоне структурных изменений в налогообложении и неблагоприятной внешней конъюнктуры. При этом государство вынуждено не только компенсировать выпадающие доходы за счет резервов (продажи валюты по бюджетному правилу), но и нести расходы на поддержку нефтяного сектора через демпферный механизм. По мнению аналитиков сервиса Газпромбанк Инвестиции, Банк России может учитывать в том числе данные по доходам бюджета при принятии решений на следующих заседаниях, что может побудить регулятора к более жесткой риторике.
