Цены на медь на London Metal Exchange уже неделю находятся выше 10 тыс. долларов за тонну. Их разгону помогает ситуация, складывающаяся в Демократической Республике Конго (далее - Конго): ряд местных металлургических предприятий сократили производство из-за нехватки электричества, поступающего с гидроэлектростанций. Одновременно правительство соседней Замбии может ограничить экспорт в нее серной кислоты.
В результате выпуск меди в Конго, базирующейся на выщелачивании ее из руд с последующей электроэкстракцией, может упасть. В Конго в 2024 году было произведено 3,3 млн тонн меди и уменьшение выпуска чревато ее подорожанием.
Ранее швейцарский банк UBS спрогнозировал уровень цен на медь в следующем году выше 10,5 тыс. долларов за тонну. Его ожидания базируются на фундаментальных показателях мирового рынка, свидетельствующих о сохранении дефицита меди в 2025 и 2026 годах вследствие сильного спроса, превышающего предложение.
Введение же властями США 50%-ных таможенных пошлин на импорт полуфабрикатов и изделий из красного металла не распространяется ни на медные катоды, ни на руды и концентраты и не изменит существующую картину. Поэтому, считают в UBS, возможные снижения цен на медь будут незначительными.
Прогноз UBS перекликается с ранее сделанной американским банком JPMorgan Chase оценкой стоимости меди в 2026 году - она предполагается им в районе 11 тыс. долларов за тонну. И стоит упомянуть ожидания International Copper Study Group относительно ситуации со спросом и предложением красного металла - в 2026 году его производство может составить 30,8 млн тонн, потребление - 28,5 млн тонн. Соответственно, нехватка меди может превысить 2 млн тонн.
Более того, можно говорить о большей величине дефицита меди в свете последних событий, например, Teck Resources столкнулась с трудностями по расширению рудника Quebrada Blanca и приняла решение отложить реализацию запланированных ею проектов, Codelco - с аварией на принадлежащей ей горнодобывающем предприятии El Teniente. Теперь вот возникли проблемы в Конго, грозя «вывести» с глобального рынка до 500 тыс. тонн до конца 2025 года.
В сочетании с усилением спроса на медь со стороны автомобильной отрасли в будущем году вполне реальна нехватка меди в размере 2,7-2,9 млн тонн (на мировой выпуск электромобилей в прошлом году понадобилось порядка 1 млн тонн меди, в 2025 году ее использование может быть равно 1,2 млн тонн, в 2026 году - 1,5 млн тонн).
Цены же на красный металл до конца текущего года могут выйти на отметку 10,5 тыс. долларов за тонну (две недели я предсказывал величину в 10 тыс. долларов), добежав в 2026 году до 11-11,5 тыс. долларов и тем самым позитивно влияя на доходы ее ведущих производителей, включая «Норильский никель».