Top.Mail.Ru

📦 Новости по регулированию маркетплейсов: стоит ли переживать инвесторам?

В последние дни в СМИ много новостей об ужесточении регулирования финансовых продуктов на маркетплейсах. В центре обсуждения — Озон Финтех, но фактически это касается и Яндекс Банка, и других платформ. Акции на новостях уже потеряли более -5%


Давайте разберёмся без паники, в нормальном рабочем формате. Насколько все серьезно?


О чём говорит ЦБ? Два ключевых предложения


Из письма Набиуллиной Минэкономразвития:


1. Запрет устанавливать разные цены в зависимости от способа оплаты. ЦБ считает, что платформа не должна давать преференции «карте своей дочки».


Но важный момент:

— банки сами платят кешбеки,

— маркетплейсы могут продолжить работать через программу лояльности.

Озон уже делает это через «Зелёную цену» и предлагает банкам участвовать.


Вывод: даже если прямой запрет появится, скидки исчезнут? Нет. Они просто поменяют форму.


2. ЦБ предлагает ограничить продажу финпродуктов дочерних банков на маркетплейсах.


Аргумент ЦБ — неконкурентное преимущество. Но это только начало дискуссии, а не финальная позиция. И здесь важно вспомнить историю с законом о платформенной экономике


История повторяется: вспомним 289-ФЗ


До принятия закона в 2025 году обсуждались очень жёсткие меры:


— почти полный контроль со стороны регулятора,

— запрет торговать собственными товарами,

— ответственность маркетплейсов за качество всего ассортимента,

— ограничение доли ПВЗ,

— прямой запрет на рекламные продажи,

— обязательные проверки всех продавцов.


Если бы это приняли в таком виде — рынок бы просто сломали. Но финальная редакция оказалась в несколько раз мягче. Влияние на EBITDA — 5–10%, без структурных ограничений для роста бизнеса.


Вывод: регулятор любит “начинать жёстко”, но потом приходит компромиссный вариант. Так же и сейчас.


Что будет дальше? Мой взгляд на ситуацию:


Ограничение на скидки через карты дочерних банков не ударит по модели. Скидки останутся — просто в другом виде: кешбек, бонусы, программа лояльности. Клиент всё равно будет мотивирован пользоваться финпродуктами маркетплейса.


Запрет финпродуктов «дочек» на маркетплейсе, вероятнее всего, будет смягчено. Как это было со всеми предыдущими инициативами. Почему? Потому что маркетплейсы — это уже элемент социальной инфраструктуры:


— помогают держать цены ниже (снижают инфляцию!),

— дают селлерам доступ к миллионам покупателей,

— увеличивают объём заказов, как итог — снижают себестоимость товаров,

— возвращают часть комиссии пользователям в виде скидок.


Любое резкое ограничение ударит не по Озону или ВБ — а по потребителю, ценам и инфляции. А это прямо противоречит текущей цели ЦБ.


Итог: реакция рынка избыточная, мой фундаментальный взгляд на акции $OZON не меняется.


У меня есть некоторые вопросы, ответы на которые, было бы интересно услышать от представителей Ozon. Думаю задать их на этой неделе напрямую


Если у вас есть вопросы — пишите их в комментариях, задам их тоже. И не забывайте про 👍, мне приятна ваша поддержка

0 / 2000
Ваш комментарий
Тебя ждёт миллион инвесторов
Регистрируйся бесплатно, чтобы учиться у лучших, следить за инсайтами и повторять успешные стратегии
Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить ваш опыт на нашем сайте
Нажимая «Принять», вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с Политикой конфиденциальности. Можно самостоятельно управлять cookie через настройки браузера: их можно удалить или настроить их использование в будущем.