😪Начнём с базы. К началу 2026 года архитектура российского фондового рынка, и в особенности его фундамента — нефтегазового сектора, претерпела необратимые изменения. Период, когда инвестиционная привлекательность компаний определялась объемом доказанных запасов и доступом к международным трубопроводным системам, как мне кажется, заканчивается.
На наших глазах формируется тренд стагнации внешнего нефтяного сектора, который подтверждается бесконечными ограничениями. В этих условиях классическая модель разведки и добычи становится уязвимой, так как она находится на острие санкционного удара. А вот сегмент переработки и сбыта, а также смежных отраслей, ориентированных на конечного российского потребителя, превращаются в защитную гавань.
🌐Если в 2022–2023 годах санкционные механизмы Запада были направлены на общее ограничение импорта российской нефти, то к концу 2025 года стратегия сменилась на точечное уничтожение экспортной инфраструктуры и доходов конкретных корпораций.
❗️В октябре 2025 года правительство Великобритании и США синхронно ввели блокирующие санкции против крупнейших российских нефтяных компаний, включая «⛽️Роснефть» и «⛽️ЛУКОЙЛ», а также их дочерних трейдинговых структур. Ранее частные компании, такие как «⛽️ЛУКОЙЛ» имели определенную гибкость в международных расчетах по сравнению с государственными гигантами. Санкции теперь распространяются не только на сами компании, но и на их контрагентов в третьих странах через механизм вторичных санкций. Это привело к тому, что финансовые институты в Индии, Китае и Турции стали массово блокировать транзакции, опасаясь потери доступа к долларовой системе.
🛥Теневой флот, который ранее спасал ситуацию, сам стал объектом охоты: санкции вводятся против конкретных судов и их страховщиков. Это ведет к росту фрахтовых ставок (цена за перевозку единицы груза) и, как следствие, к увеличению дисконта российской нефти относительно эталона Brent. Поэтому инвесторы, делающие ставку на компанию-экспортера, принимают на себя риск того, что значительная часть выручки может быть заморожена в индийских рупиях или китайских юанях с невозможностью репатриации в Россию, либо съедена логистическими издержками. Но это не самое страшное.
🛢К концу 2025 года мировые цены на нефть продемонстрировали слабость, вызванную замедлением экономик стран-импортеров и ростом добычи в странах, не входящих в ОПЕК+. Для российских компаний ситуация усугубляется дисконтом. В новостях гуляла цена на Urals в районе 35-40 долларов за баррель. При этом себестоимость добычи и транспортировки растет из-за инфляции внутри РФ и удорожания оборудования.
🧠Единственным выходом становится переориентация на внутренний рынок, где ценообразование более предсказуемо и регулируется государством, но и здесь существуют свои подводные камни.
Для инвесторов, ищущих компанию, ориентированную на внутренний рынок, критически важно понимание механизма топливного демпфера (это короче механизм регулирования стоимости топлива на рынке РФ). Государство выплачивает нефтяникам, если экспортные цены на бензин и дизель выше условных внутренних цен, чтобы компании не повышали цены на АЗС внутри страны.
В 2025 году бюджетная политика РФ ужесточилась. Прогноз выплат по демпферу на 2025 год был снижен на 1,4 трлн рублей и составил 2,6 трлн рублей. В июле 2025 года выплаты составили всего 59,9 млрд рублей против 142,5 млрд рублей годом ранее. Сокращение субсидий бьет по марже нефтепереработки. Поэтому выбор инвесторов должен пасть на технологического лидера отрасли, компании с современными НПЗ и высокой глубиной переработки.
Продолжение читайте у меня в Телеграм канале: https://t.me/liqviid <- 2 часть
Рекомендую подписаться, там выходит больше аналитики для российского инвестора. Если вы держите акции наших компаний, то получите много полезной информации бесплатно.
