Обычно за этом всегда следовала приписка, что рынок на это не обратил внимание и рос дальше как ни в чем не бывало до марта 2000 года, когда доткомовский бум начал корректироваться.
Но в полной речи ничего подобного Гринспен не говорил. Да, он использовал выражение "иррациональная эйфория", но вообще не связывал его с текущим рынком. Он обсуждал теоретические аспекты регулирования со стороны ФРС финансовой системы и задавался вопросом, как определить, царит ли на рынке возбуждение или нет. Однако, предупреждение, что рынок перегрет, увидели в этом журналисты и финансисты.
Определение "пузырь" не вполне подходит текущему сосотоянию рынка акций США. Даже если бы пузырь надувался, все равно никто не скажет, когда именно он лопнет. СМИ сравнивают ситуацию сегодня с 1999 годом (рынок удвоился с 10.99 по 03.00, а затем два года падал на 80%). Разница очевидна: великолепная семерка гораздо эффективнее "аналогов" 99-го.
Однако, мы читаем про рентабельность капитала и прочие мультипликаторы Microsoft и прочих бывших FANG, и они в разы больше средних значений для S&P500. Дьявол в деталях. Например Microsoft инвестирует в OpenAI, которая затем покупает у MicrosoftAzure, поэтому Microsoft публикует сильную отчетность. И так по кругу поступают все, связанные с AI.
На поверхности все замечательно, но если присмотреться, то реальный поток кэша, поступающий в компании (не только Microsoft, но и в запрещенную в РФ Meta, и др) - давно уменьшается. Последняя компания прямо заявила, что предпочтет банкроство отставанию в гонке AI. Откуда такое бесстрашие?
От страха.
Если предположить, что акции сильно переоценены, то появляется необходимость защищать завышенную оценку. Приходится участвовать в гонке, мелькать в СМИ. В результате рынок отражает цену, которая сильно оторвалась от фундаментала.
Почему рынок прайсит слишком высокие оценки? Отчасти потому, что более 50% активов под управлением следуют пассивным стратегиям. До тех пор, пока американцы трудоустроены и регулярно отчисляют часть денег в пенсионные планы, то тех пор идут притоки в пассивные инвестиции, которые покупают рынок по любой цене
Если главный мотив СЕО - защитить капитализацию его компании, значит, согласно опыту 1999, такой СЕО неизбежно наделает глупостей. 2000 был лучшим годом для телекомов (отсюда горы оптоволокна, оставшиеся после взрыва доткомов). Инвесторы в телеком угадали: проникновение интернета росло семимильными шагами, но они не угадали, что появится Wi-Fi, сделавший волокно менее необходимым.
В середине 1990х мобильная станция Nokia весила килограмма два, а каждый звонок по "мобиле" стоил больших денег. Мобильная связь выроста взрывными темпами, потому что связь дешевела.
А если услуга в будущем будет сильно дешевле, то как участники наблюдаемой гонки будут возвращать инвестиции?
какое у Вас мнение- пишите в комментах
