
Вы тут все, наверное, думаете, что главная битва в стране — это кто победит в каком-нибудь шоу. Ан нет! Настоящий сериал «Война и мир», только про деньги, идет между банками и маркетплейсами. Сижу я, читаю их претензии друг к другу, и у меня один вопрос: ребята, вы там вообще о чем?
Представьте картину: с одной стороны — пять банковских «братков», солидных, в дорогих костюмах: Сбер, ВТБ, Альфа и компания. С другой — «молодые и дерзкие» из мира онлайн-шопинга: Wildberries, Ozon. И кричат они друг на друга не «ты мне должен», а что-то вроде: «Ты нечестно скидки даешь!» — «А ты сам монополист!» Это как смотреть, как два богатейших соседа по коммуналке делят табуретку, приговаривая: «Да я не из-за табуретки, мне принцип важен!»
И вот в чем принцип-то, а? Сидит клиент, хочет купить, условно, десятый за год свитер «для удаленки». Заходит на маркетплейс, а там — магия! Цена одна, но если ты платишь картой Ozon Банка или с WB-кошелька — бац, и она волшебным образом становится меньше. Банки на это смотрят и… орут как резаные. Говорят: «Это же дискриминация! Это нечестно! Почему моему клиенту, который платит картой „Василий Пупкин Банк“, скидки не дают?» Ну, то есть банкам, которые сами годами делали кешбэк то на кофе, то на бензин, вдруг стало обидно за «справедливую конкуренцию». Вы только вдумайтесь: гиганты с триллионными прибылями вдруг озаботились равенством, как школьники, которых не позвали на день рождения.
И мой любимый аргумент от банков — это про налоги. Глава одного очень большого банка (вы его знаете) заявляет, что маркетплейсы из-за своих скидок бюджету аж на 1.5 триллиона рублей «налогов не доплатили». Я читаю и думаю: это же надо так тонко намекнуть: «Ребята, вы там на наши с вами деньги скидки раздаете!» Будто бы у самого банка все идеально с налоговой дисциплиной. Короче, логика железная: если кто-то дает скидку — он явно ворует у государства. В следующий раз в магазине на распродаже спрошу у кассира: «Девушка, а вы эту скидку в ФНС согласовали?»
Маркетплейсы, конечно, не молчат. Их ответ — шедевр. Они говорят: «Ребята, вы чего? Если вы заставите нас убрать скидки, то цены для людей вырастут на 15-20%! Мы же ради народа стараемся!» А еще они кивают на банки: «А сами-то что? У вас же свои магазины есть — „Мегамаркет“, „Самокат“! Вы тоже экосистему строите!» Получается, как в детском саду: «Он первый начал!» — «Нет, это он!»
И в эту драку, как родитель-арбитр, влазит наш любимый регулятор — Центробанк. Говорит: «Дети, не деритесь! Цена товара вообще не должна зависеть от того, как ты платишь». А в кулуарах, говорят, даже радикальную идею предложили: а не запретить ли маркетплейсам вообще свои банки иметь? Это звучит так: «Чтобы вы не дрались, мы у вас все игрушки заберем. Идите и миритесь». Один из банков маркетплейсов тогда резонно спросил: «А почему одним индустриям можно владеть банками, а другим нельзя?» Вопрос, конечно, риторический. Все как в жизни: правила начинают писаться, когда у кого-то слишком хорошо получается.
А знаете, кто в этой истории самый главный персонаж, о котором все говорят, но которого никто не спрашивает? Правильно, мы с вами — покупатели и продавцы. Нам банки говорят: «Мы за вас боремся, чтобы у всех была одинаковая цена!» Нам маркетплейсы говорят: «Мы за вас боимся, а то цены взлетят!» А мы сидим и думаем: «Мужики, нам бы просто собачий корм подешевле купить». И пока они меряются триллионами и пишут письма в Госдуму, мы, по данным опросов, просто боимся, что из-за их разборок нам придется платить больше.
В общем, наблюдаю я за этим цирком и понимаю суть конфликта. Это не битва за справедливость. Это битва за контроль. Банки смотрят, как к маркетплейсам утекают не только деньги за покупки, но и сами клиенты с их деньгами на счетах. А маркетплейсы, окрыленные успехом, уже и кредиты малым бизнесам на своих данных выдать мечтают. И ведь в глубине души каждый из них хочет одного — чтобы мы, пользователи, никогда не выходили из их приложения. Ни за продуктами, ни за кредитом, ни за развлечениями. Это был Ваш Темпсон))) Удачи и пока.