
Спустя два года после приостановки торгов и введения санкций против СПБ Биржи, десятки тысяч инвесторов всё ещё не могут распоряжаться своими активами.
🗓 За это время произошло действительно много событий, как это и всегда бывает в жизни: где-то со знаком минус, где-то со знаком плюс.
🌐 Проблема заблокированных активов трансформировалась из проблемы санкционного характера в политическую проблему и проблему государственного порядка.
👌 Несмотря на периодические публичные упоминания проблемы государственными лицами, реальных действий за словесными интервенциями не следует.
Распространённое мнение, что судьба активов зависит исключительно от решений регуляторов США и Евросоюза, является неверным.
Мы не будем критиковать какую-либо сторону, поскольку это непродуктивно, не решит проблему, а лишь погрузит в эмоциональные качели и снизит мотивацию для дальнейших действий.
«2Y»
Хотя мы и были погружены в детали, тотальное санкционное ужесточение, а не их постепенное смягчение, стало большой неожиданностью для нас и большинства.
🇮🇷 Иранский сценарий оказался плохим примером для сравнения с нерабочим набором устаревших юридических санкционных решений. Для решения проблем с заблокированными активами пришлось создавать новые подходы и соблюдать большее число санкционных правок, чем когда-либо.
По мере ужесточения санкционного давления пакет документов для получения индивидуальной лицензии OFAC и разрешения для вывода активов из санкционной инфраструктуры стал практически в 2 раза больше, а процесс стал сложнее.
«Российский Контур»
Отсутствие конструктивных действий со стороны ЦБ РФ, Правительства РФ и других уполномоченных институтов для решения инфраструктурных проблем, связанных с блокировкой активов, стало для нас серьёзным разочарованием.
1 - Для высвобождения несанкционных инвесторов и массовой разблокировки активов требуется сегрегация счетов, их перерасчёт и перевод заблокированных активов в независимый депозитарий дружественной юрисдикции.
Ключевая причина столь масштабного санкционного воздействия — отсутствие чёткого разделения активов между санкционными лицами и инвесторами, не подпавшими под ограничения.
👉 Этот шаг значительно ускорит compliance процесс и способствует выходу СПБ Биржи и других профучастников рынка из-под санкций.
2 - Сложный период выявил множество изъянов и нерешаемых инфраструктурных проблем в российской финсистеме. Инфраструктура продемонстрировала несостоятельность, нестабильность и отсутствие защиты инвесторов, что свойственно развивающимся рынкам.
👉 Вместо признания ошибок, реорганизации и назначения ответственных, мы наблюдаем стагнацию. ЦБ РФ должен был заимствовать лучшие практики США и Китая для стабилизации системы, восстановления доверия, инициализации международных судов, защиты капитала и обеспечения развития, но этого не происходит.
Российский инвестор не защищён государством или системой, а геополитические риски ложатся на всех владельцев активов.
3 - Невозможно игнорировать структуры, заинтересованные в стагнации разблокировки. Для их бенефициаров изъятие капитала и изоляция России — возможность сверхдоходов. Если их действия после введения санкций были нерешительными, то теперь мы видим, как возросла их власть, а попытки остановить выход из-под санкций стали агрессивными.
Что делать инвестору?
Тысячи семей потеряли доступ к сбережениям и активам. Для многих это критическая, меняющая жизнь ситуация. Вернуть потерянное здоровье, нервы или время невозможно.
Нет оснований полагать, что проблема разрешится самостоятельно из-за истечения значительного срока. Два года — критический период для капитала вне контроля инвестора. За это время компании могли обанкротиться, быть поглощены или покинуть рынок.
Обладателям небольших портфелей (до 2–3м руб), вероятно, придётся смириться с потерями. Инвесторам же с более крупными активами необходимо собраться и начать действовать.
Это важно, как минимум, для того, чтобы не оказаться в ситуации, когда активы будут изъяты, а за пределами России не останется никаких доказательств их существования.
—
Автор: Виктор Кох