
Многие наши читатели заметили, что мы сделали небольшую паузу в освещении вопросов разблокировки активов.
Этот перерыв не случаен и не означает приостановку работы.
📃 Причина банальна: американский регулятор с декабря 2025 года ужесточил критерии к юридической документации для подачи на индивидуальную лицензию OFAC.
Это далеко не первое испытание, с которым мы сталкиваемся с момента введения санкций, и очередной сигнал о том, что в переговорах между Россией и США нет продвижения.
👽 Мы не сторонники конспирологических теорий, но в действительности работа регулятора в США так или иначе коррелирует с действиями правительств двух стран.
Для примера: OFAC вел более интенсивную работу по обращениям в периоды активных переговоров и «словесных интервенций».
С 2024 года мы дважды фиксировали замедление процессов, и в обоих случаях это приводило к последующему ужесточению требований, к которым нам приходилось адаптироваться.
«2/26»
Февраль нового года принёс нам немало плохих новостей. О некоторых из них мы пока не можем рассказать: во-первых, чтобы не вводить инвесторов в депрессивное состояние, а во-вторых, мы хотим получить окончательные подтверждения, прежде чем открыто заявить, что план массовой разблокировки активов СПБ Биржи нереалистичен вовсе.
👉 Основная проблема — изменения, из-за которых антисанкционная практика и юридическая документация 2023–2025 годов частично устаревают.
Обращаем внимание: речь идёт о пакете документов для новых обращений, а не о тех, что уже находятся в процессе обработки или на стадии выпуска лицензий.
Новая практика такова: регулятор теперь требует от брокера-получателя документ, подтверждающий, что заблокированные акции могут быть приняты из санкционной юрисдикции.
Это критический момент, так как в случае с активами СПБ Биржи лишь малая часть инвесторов может получить такое подтверждение от иностранного брокера.
Если говорить о гражданах с паспортом РФ, то проблема заключается в том, что они часто не могут пройти KYC/AML без наличия ВНЖ или других необходимых документов.
«Соль на рану»
🧂Вдобавок мы осведомлены о том, что известный многим брокер Interactive Brokers отказывается давать подобные подтверждения авансом, как и многие другие SEC-licensed брокеры.
На момент 02/06/26 мы запросили у юридического департамента OFAC список американских брокерских компаний, которым разрешены подобные транзакции и трансферы.
Как мы и говорили ранее, самый простой путь для подачи обращений был в самом начале, когда регулятор только «прощупывал почву», стремясь снизить риски разблокировки активов для подсанкционных лиц и их родственников.
⏳ Дополнительное ужесточение касается сроков. Если раньше OFAC рассматривал обращения вторичной фазы в течение 8–14 месяцев, то теперь циклы обработки растянуты до 22–28 месяцев.
📄 Процесс выпуска лицензий теперь разделен на два этапа с выдачей подтверждающей цифровой лицензии в срок около 3 месяцев. Таким образом, новые заявления, а также обращения, не обработанные регулятором до декабря 2025 года, попадают под обновлённый регламент обработки.
Итог: Несмотря на позитивные настроения в России и ложное ощущение того, что «вот-вот всё наладится», происходит совершенно обратное.
Процесс продолжает ужесточаться, затягиваться и становится всё более нереалистичным для рядовых инвесторов с малым объёмом заблокированных акций.
Будем честны: вероятно, новые реалии таковы, что инвесторам с портфелем менее $50k теперь не стоит и думать о том, чтобы начинать процесс разблокировки через индивидуальную лицензию. Как не стоит и ждать, что вопрос будет решён кем-то со стороны.
Единственным выходом для такой когорты розничных инвесторов остается либо обмен, либо компенсация от государства.
—
Автор: Виктор Кох