
Если вычесть привычный пафос из фразы «рекордные выплаты иностранцам», то остаётся интересный факт: Россия, несмотря на все геополитические выкрутасы и «суверенный интернет», по-прежнему встроена в глобальную систему авторских прав.
Рост выплат на 40% вполне логично объясняется несколькими факторами:
1. Импорт культурного контента в новом виде.
Даже если прямой лицензированный импорт фильмов и сериалов ограничен, отечественные студии всё чаще используют западную музыку, форматы и адаптации — от мюзиклов до реалити-шоу. Каждая мелодия под авторским правом тянет за собой обязательства.
2. Сдвиг в сторону легализации использования контента.
После громких конфликтов вокруг нелегального использования музыки и изображений (в том числе в TikTok и на ТВ) компании стали аккуратнее. Это подстегнуло поток «официальных» выплат, включая зарубежные.
3. Рост цифровых площадок.
Российские стриминги, несмотря на импортозамещение, всё активнее взаимодействуют с системами учёта авторских прав. Платформы наподобие «Кинопоиска» или «Окко» вынуждены отчитываться, если в контенте звучит, скажем, The Rolling Stones или ABBA.
4. Смена структуры доходов РСП. Союз стал активнее собирать отчисления не только с телеканалов, но и с кинотеатров, стримингов и даже от фонов в торговых центрах. Там, как ни странно, звучит много западной музыки — и по закону за это платят.
А вот то, что эксперты называют цифры заниженными, — не новость.
В отрасли давно говорят, что прозрачность отчётности РСП остаётся проблемой. Распределение средств между авторами часто вызывает вопросы, а иностранные правообладатели получают деньги не напрямую, а через цепочку посредников.
Так что итог: рост выплат — это не «глобальное потепление дружбы с Западом», а следствие того, что рынок культурного контента в России просто стал чуть цивилизованнее и цифровее. Но «рекордные» суммы, скорее всего, лишь вершина айсберга.