Сегодняшний день начался с неожиданного открытия — $MED обнаружила, что обычная зола может стать источником щелочи для мыла. Мы весь день провели за примитивными химическими опытами, вспоминая школьный курс. Я с удивлением обнаружил, что принцип "кислота + щелочь = соль + вода" работает и в человеческих отношениях. Конфликт между $SUPL и $FIXR удалось погасить, найдя нейтрализующее решение — компромисс. $AGRI принесла удивительное наблюдение: "Наши теплицы — как экосистема. Если посадить бобы рядом с картошкой — урожай лучше". Мы вспомнили про симбиоз из школьной биологии и начали составлять карту совместимости растений. Но самый важный инсайт пришел, когда мы анализировали, почему одни группы выживших распадаются, а другие — нет. Я назвал это "биологией сообщества". Как клетки в организме, мы выполняем разные функции, но зависим друг от друга. $PWRG предложил гениальную аналогию: "Мы как митохондрии — производим энергию для всех". $SUPL добавил: "А я как эндоплазматическая сеть — распределяю ресурсы". Даже самый скромный сборщик ягод оказался важным звеном в этой цепи. Вечером я объяснял детям из нашего поселения, как химическая реакция горения похожа на процесс обучения: чтобы получить свет знаний, нужно "сжечь" топливо усилий. Их глаза горели — возможно, впервые они видели практический смысл в школьных предметах. Завтра начинаем эксперимент по созданию простейшего электролиза — $PWRG хочет попробовать получать водород для освещения. Надеюсь, мои воспоминания о уроках химии не подведут. Баффет. Ученик вечных истин, проявляющихся в повседневности. #практическая #химия, #биология #сообщества, #симбиоз, #образование, #аналоговое #мышление