📉 На рынке автолизинга, где работает Европлан, настали сложные времена. Для понимания ситуации, приведу несколько цифр. По данным “АСМ-холдинг”, в 1 квартале 2025 продажи грузовых автомобилей рухнули на 44% г/г. Причем, в марте падение ускорилось до 56%. Что касается непосредственно лизинга, то по данным “Газпромбанк Автолизинга”, выдача новых автомобилей в 1 квартале сократилась на 38,6% г/г. Высокая ставка подействовала, но с отложенным эффектом и рынок лизинга пожинает результаты. Сильнее всего, при этом, страдает рынок грузовиков и спецтехники, завязанный на перевозку грузов и стройку. Другой вопрос, проходим ли мы сейчас дно цикла или новые испытания еще впереди? На мой взгляд, в кейсе Европлана это ключевой момент.
✔️ У Европлана объем новых выдач в 1 квартале 2025 сократился на 61% г/г. Как и в среднем по рынку, сильнее всего просел грузовой сегмент: -65% (на который приходится основная часть портфеля). Если так продолжится дальше, прирост бизнеса может остановиться.
📈 Чистый процентный доход вырос на 11% г/г. Высокая ключевая ставка, с одной стороны, сильно замедляет выдачи, но с другой, позволяет больше заработать на том, что есть.
🚀 Чистый непроцентный доход вырос на 22% г/г. В абсолютном выражении он в 1,6 раз меньше, чем выручка от основного бизнеса. Однако, сопутствующие услуги (страхование, обслуживание автомобилей) позволяют зарабатывать даже в такие сложные периоды, как сейчас.
⛔️ Несмотря на неплохой первичный финансовый результат, чистая прибыль Европлана сократилась на 68% г/г. Почему так вышло? Все дело в кратном росте отчислений в резервы: с 0,75 до 5,8 млрд руб.! Стоимость риска достигла 5,6%. Для понимания, исторически она колебалась в диапазоне, не превышающим 1%, а в кризисный 2014 год достигала 1,64%. Сравнение цифр наглядно демонстрирует, насколько высоки сейчас риски в секторе автолизинга.
🤔 Увеличение резервов в моменте означает рост неплатежей и ожидание слабой конъюнктуры в будущем. С другой стороны, на развороте рынка, пружина может разжаться в обратную сторону кратным ростом прибыли. Но этого не случиться до тех пор, пока ЦБ не снизит ставку до приемлемых значений. Одним маленьким понижение тут не отделаться. Со слов представителей бизнеса, нужно опускать ставку до 15-16%, чтобы заработали такие сложные отрасли, как стройка и грузоперевозки. А до этого еще надо дожить без больших потерь.
📌 Оценивается Европлан в 1,4 капитала, имея ROE = 23,9%. Цифры очень схожи с тем, что мы видели в Т-Технологиях. Назвать дешевой компанию нельзя, в стоимость заложена вера в менеджмент и светлое будущее. А значит, судьба акций снова упирается в дальнейшие действия ЦБ.
❗️ И здесь важно помнить, покупая облигации любых компаний с высокой доходностью, эта доходность обеспечивается ростом расходов бизнеса (эмитента) на обслуживание долга. Чем дольше доходности остаются высокими, тем сложнее будет компаниям обслуживать свои обязательства. И даже качественные компании оказались беззащитными перед жесткой ДКП.
❤️ Ставьте лайк, если разбор оказался полезным!
