Прошло 124 года со дня рождения всемирно известного экономиста Саймона (Семена) Кузнеца, жизнь которого однажды может стать неплохим сюжетом для экранизации. Отец ученого обчистил банк, в котором работал, и бежал в США. Спустя годы семья воссоединилась, все дети стали известными экономистами, а один из них ввел в обиход понятие ВВП и стал первым белорусом, получившим Нобелевскую премию.
Бежавший отец-банкир и оставшаяся с тремя детьми мать
Семен Кузнец родился в Пинске в 1901 году в зажиточной еврейской семье Абрама Кузнеца (уроженца Столина) и Полины Фридман (украинка), которая занималась торговлей мехами. Будущий Нобелевский лауреат был средним из трех сыновей. В большинстве старых учебников написано, что глава семейства в 1907 году эмигрировал в США на заработки и хотел перевезти к себе семью, но помешала Первая мировая война и начало революции.
Однако вышедшее в 2010 году расследование в «Гістарычнай браме» и обнародованная переписка украинского ученого с родственниками Кузнеца открыли куда более интересную историю. Из собранных данных стало очевидно, что отец Семена уехал в США не в 1907-м, в 1909 году. Работал Абрам не в меховом бизнесе, а главным бухгалтером в пинском отделении Азовско-Донского банка (одного из крупнейших банков Российской империи), и однажды перевел на свой счет в немецком банке 20 тысяч рублей, принадлежащих банку, занял у горожан еще 15 тысяч рублей и был таков. Общая же сумма растраты могла быть более 100 тысяч — гигантские деньги для тех времен.
Заметка об уголовном розыске Абрама Кузнеца была напечатана в газете «Минские губернские ведомости» 6 марта 1910 года.
«Приметы обвиняемого: рост вышесредний, волосы, усы и борода светло-русые, худощавый. Всякий, кому известно местопребывание Кузнеца, обязан указать суду, где он находится; установления же, в ведомстве коих окажется имущество обвиняемого, обязаны немедленно отдать его в опекунское управление».
Накануне этой аферы Абрам перевез семью к родственникам жены в украинский город Ровно.
«Думается, что крупную сумму денег он припрятал в укромном месте в Ровно или где-то рядом, чтобы ими могла пользоваться оставшаяся семья. Недалеко от Ровно и граница с Австро-Венгрией, которую тот, наверно, нелегально и перешел», — пишет Владимир Московкин.
В общем, Абрам оказался в США и на родину больше не возвращался. Что примечательно, сам Семен никогда не рассказывал о своем пинском детстве родным, а в официальных документах писал, что родился в Харькове. Так же до сих пор написано в большинстве энциклопедий. Только после смерти ученого его вдова подтвердила, что муж родом из белорусского города Пинска, а не из Харькова.
