🚛Агентство Автостат обнародовало свежую статистику автопрома за 6 мес. 2025 года. Эти данные проливают свет не только на состояние ведущих автопроизводителей, таких как КАМАЗ и СОЛЛЕРС, но и на деятельность лизинговой компании Европлан, которую мы с вами не так давно вспоминали добрым словом, назвав её одним из бенефициаров снижения ключевой ставки.
📉Итак, о чём нам говорят цифры? Продажи новых транспортных средств с января по июнь сократились на -28% (г/г) до 601,8 тыс. шт. Наиболее удручающей является ситуация в сегменте грузовых автомобилей и автобусов, где объемы реализации обвалились вдвое. Учитывая специализацию КАМАЗа именно на этих категориях, несложно представить масштабы кризиса, охватившего компанию.
Ну и отдельный грустный привет хочется передать дочерней компании КАМАЗа под названием НЕФАЗ, которая производит широкий модельный ряд автобусов, включая городские, пригородные и междугородные модели и является дочерним предприятием КАМАЗа.
Думаю, вы легко догадаетесь о возможной причине негативной динамики в отрасли, если вспомните, что российский рынок тяжеловесной автомобильной техники в последнее время оказался буквально наводнён китайскими производителями. Их присутствие настолько велико, что в некоторых нишах доля продукции Поднебесной достигла шокирующих 80%!
Причём до повышения утилизационного сбора, произошедшего осенью 2024 года, китайские компании очень вовремя подсуетились и успели завезти в Россию огромное количество машин. Благодаря этому складские запасы китайской техники всё ещё остаются огромными, и потребуется немало времени, чтобы наш рынок сумел "переварить" этот избыточный объём.
📉Немногим лучше чувствует себя сегмент лёгких коммерческих автомобилей (LCV), где работает другой крупный игрок российского автопрома - СОЛЛЕРС. Здесь продажи уменьшились почти на -20% (г/г), что, конечно, болезненно, но всё же не столь катастрофично, как у того же КАМАЗа.
Впрочем, руководство СОЛЛЕРС честно признаёт сложность положения и просит государство срочно принять меры поддержки отрасли, предлагая увеличить скидку по гос. программе лизинга для LCV с нынешних 10% до 20%. Жесткая денежно-кредитная политика сделала автокредиты фактически недоступными для большинства потребителей, а производителям осложнили получение оборотных средств. Несмотря на отчаянные призывы представителей отрасли, правительство пока не проявляет готовности расширить программы господдержки.
Проведённый Автостатом опрос дилеров показал, что склады забиты нереализованной техникой, и разгрузка произойдёт не ранее 4 кв.2025 года. Следовательно, ближайшие месяцы обещают оставаться сложными для всей отрасли.
👉Эта ситуация негативно отражается и на бизнесе Европлана, специализирующегося на лизинге автотранспортной техники. Низкий спрос и огромные складские остатки давят на фин. показатели, и существенное улучшение обстановки вряд ли возможно ранее следующего года.
Что касается КАМАЗа, то он рискует завершить очередной финансовый год с убытками, ведь в категории грузовиков сейчас царит самая настоящая депрессия, а не простое замедление, как в сегменте LCV.
СОЛЛЕРС в этом смысле настроен более оптимистично и рассчитывает показать положительный финансовый результат по итогам текущего года, правда, значительно уступающий прошлогоднему уровню.
Между этими двумя компаниями акции СОЛЛЕРС выглядят всё-таки более предпочтительно для включения в инвестпортфель на небольшую долю. Вероятно, в июле ЦБ снизит "ключ" до 18%, а осенью есть все шансы увидеть 16−17%, что вместе с постепенным освобождением складов дилеров способно вдохнуть новую жизнь в отрасль.
Рынок акций, как известно, всегда реагирует заблаговременно, поэтому уже сейчас имеет смысл присматриваться к покупкам бумаг СОЛЛЕРС. Тем более коррекция в котировках и текущее их нахождение на двухлетних минимумах также намекают на эту инвестиционную идею! Но действуйте осторожно, и на небольшую часть портфеля.
❤️Спасибо за ваши лайки, друзья!
👉 Подписывайтесь на мой телеграмм-канал и будьте на шаг впереди рынка!

