Продолжаю рассказ о путешествии по Дальнему Востоку России от Якутска до Иркутска
Напомню, что в начале путешествия я прилетел в Якутск. Затем двигался железными дорогами.
Якутск отрезан от транспортных магистралей широченной рекой Лена. Город на левом берегу, а автомобильная и железная дороги — на правом. Автомобильный мост только начали строить, а железка начинается в поселке Нижний Бестя, километрах в 20 от столицы республики. Это по прямой, а на деле нужно добираться с пересадками с помощью паромной переправы. Об этом написал в этом посте. А теперь о самой железной дороге.

Амуро-Якутская магистраль (АЯМ) — то железная дорога на востоке России, которая связывает Транссибирскую магистраль и Байкало-Амурскую магистраль с Якутией.

Красный — Транссиб.
Зеленый — БАМ.
Желтый — АЯМ.
Долгое время АЯМ называли «дорогой в никуда», так как она годами десятилетиями, не имея конечной точки. Её главная цель — соединить «Большую землю» с Якутией — была достигнута только в 2019 году. Это первый большой железнодорожный проект проект со времен СССР.
Строительство было битвой с суровой природой. Зимой температура здесь опускается ниже -60°C, а летом может подниматься до +35°C. Такие перепады разрушительно действуют на конструкции полотна и подвижной состав.
Трасса почти на всём своём протяжении проложена по вечной мерзлоте, которая достигает глубины 200-300 метров. Это создавало и создает колоссальные проблемы: грунт «плывёт», рельсы деформируются, требуя постоянного ремонта.
В совсем дальних планах — продление дороги до Магадана, Чукотки и даже через тоннель под Беринговым проливом в Северную Америку. Если глянуть на глобус, то дорога совпадает с самым прямым направление из Китая в США. Вот такие перспективы!

Xерный — АЯМ.
Зеленый — перспективный путь из Китая в США.
Сейчас длина Амуро-Якутской магистрали — 1 215 км. Управляется отдельных от РЖД предприятием «Железные дороги Якутии», акции которого принадлежат Российским железным дорогам и Правительству Якутии.
Я полистал в дороге брошюру про АЯМ. Предприятие приносит прибыль. В основном, конечно, за счет грузоперевозок, так как им магистралью пользуются многочисленные промышленные предприятия богатой ресурсами Якутии. Пассажирские перевозки немногочисленны. Я ехал в июле, вроде сезон, но в поезде было полно свободных мест.

Отправление с нового вокзала в Нижнем Бестяхе, который стоит одиноко посреди тайги.

В пути за окном был однообразный пейзаж: низкорослая тайга.

Ночью поезд добирается предгорий до Станового хребта. Пейзаж меняется на холмистый.

Погода портится. Если в центральной Якутии большую часть года ясно, то тут воздушные массы из Арктики, цепляясь за горы, обрушиваются дождями.

Я проезжал остановочные пункты, которые напоминали о компаниях на фондовом рынке.
Например, Селигдар (одноименное название золотодобывающей компании) выглядит вот так. Это огромная стоянка строительной техники.

Наутро добрался до города Нерюнгри, промышленной столицы Южной Якутии. Здесь АЯМ переходит в Малый БАМ. О них расскажу в следующих постах.

❓ Любите поезда?
Читайте также об этом путешествии:
1. От Якутска до Иркутска: как я проехался по Дальнему Востоку России
2. От московских дождей сбежал туда, где сияет солнце... в Якутию!
3. Побывал в Якутске и увидел сокровища республики