
С 1 декабря заработает новая система расчета утильсбора.
Формально ее вводят ради обновления подходов и поддержки локального производства, но по факту изменения ударят по любому, кто покупает автомобиль мощнее 160 л. с. - даже если речь идет о подержанной машине несколько лет от роду.
Разберем, что именно меняется, как вырастут платежи и какие модели могут исчезнуть с рынка.
Что такое утильсбор по сути
Это разовый платеж, который взимается с каждой машины, произведенной или ввезенной в Россию. По идее, этими деньгами покрываются будущие расходы на утилизацию авто.
Платят его:
производители, собирающие машины в России (закладывают в цену),
импортеры, которые привозят авто,
частные покупатели - если ввозят машину сами.
Что меняется с 1 декабря
Раньше при расчете использовали два параметра: возраст и объем двигателя.
Теперь появляется третий - мощность.
Для машин до 160 л. с. льготные коэффициенты сохраняются:
•₽3 400 - новое авто,
•₽5 200 - старше 3 лет.
Но все, что мощнее 160 л. с., перестает считаться льготным. Для таких машин включаются коммерческие коэффициенты, которые выше в разы.
Приведем примеры:
•двигатель до 1 л, но мощность >160 л. с., до 3 лет - коэффициент 12,8 → от ₽256 000,
•то же авто старше 3 лет - коэффициент 23,7 → от ₽474 000,
•объем 1-2 л - ₽750 000-1 240 000,
•объем 2-3 л - ₽1,9-2,88 млн.
В 2026 году ставки снова вырастут - ориентир 15-20%.
Почему власти вводят новые правила
Официально - для поддержки локального автопрома и сокращения серого импорта.
Представители министерств говорят, что «существенного роста цен» ждать не стоит.
Но не все так просто…
Что будет с рынком
Если посмотреть объективно, то новые коэффициенты утильсбора фактически выдавливают из рынка целый пласт моделей и прежде всего мощные семейные авто, гибриды и крупные кроссоверы. По отдельным моделям рост итоговой стоимости может доходить до нескольких миллионов рублей, потому что размер утильсбора становится сопоставим с ценой самой машины.
Особенно заметно изменения ударят по параллельному импорту: машины, которые раньше завозили массово, теперь окажутся в зоне, где ввоз просто перестанет иметь смысл. Это касается и гибридов, и минивэнов, и ряда популярных моделей среднего сегмента.
Большая часть семейных авто с мощностью выше 160 л. с. рискует попросту исчезнуть из доступного ассортимента - новые расчеты делают их экономически нерентабельными. На практике это означает, что людям придется либо переходить в сегмент менее мощных машин, либо платить в разы больше.
Если кратко, то новая логика утильсбора перестраивает весь рынок - и делает мощные автомобили товаром, который большинство покупателей просто не сможет себе позволить.
И получается, что
•Машины мощнее 160 л. с. резко подорожают.
•Семейные авто, минивэны и кроссоверы среднего сегмента могут исчезнуть.
•Параллельный импорт станет практически недоступным.
•Рост спроса уйдет в б/у сегмент.
•Даже до 1 декабря возможен скачок цен - перекупщики скорее всего успеют заложить новые ставки заранее.
Поделитесь мнением в комментариях, согласны ли вы с тем, что утильсбор это фактически инструмент регулирования рынка и об экологии здесь даже нет и речи ?