
Банк России традиционно считает защиту прав инвесторов одним из своих приоритетов. Совместно с Министерством финансов регулятор ведет постоянную работу по разблокированию активов граждан.
За это время были задействованы различные механизмы: принудительный перевод ценных бумаг из иностранного учёта, автоматическая и принудительная конвертация депозитарных расписок в акции российских компаний, замещение коммерческих и суверенных еврооблигаций с обеспечением выплат по ним, выкуп нерезидентами заблокированных бумаг за счёт средств на счетах «С», а также операции с еврооблигациями Республики Беларусь и её Банка Развития.
Кроме того, удалось организовать выплату купонов и дивидендов розничным инвесторам по их заблокированным иностранным бумагам за период с февраля 2022 года по сентябрь 2023 года. С 2022 года также осуществляется выплата доходов по российским ценным бумагам, депозитарным распискам и еврооблигациям, минуя иностранную инфраструктуру.
Эти меры, принятые с 2022 года, позволили инвесторам реализовать свои права и вывести активы из-под санкционных рисков на сумму свыше 12 триллионов рублей.
Банк России также поддерживает инициативы участников рынка, которые ищут пути получения разрешений на сделки для разблокировки активов. Информация о результатах такой работы и инструкции для инвесторов, желающих самостоятельно обращаться в иностранные регуляторы за лицензиями, публикуется на сайтах самих участников рынка.
Важно понимать, что ситуация с активами самого Банка России принципиально отличается от ситуации с бумагами частных инвесторов. В отношении суверенных активов регулятора была официально объявлена угроза их де-факто изъятия (Еврокомиссия анонсировала такие планы в декабре), что и стало одной из причин подачи иска. В то же время, подобных планов в отношении активов частных лиц, насколько известно, не объявлялось.
Следует учитывать, что сам Банк России находится под жёсткими санкционными ограничениями, которые лишают его возможности эффективно защищать свои интересы, а тем более представлять чужие, в зарубежных судах. Поэтому рассчитывать на справедливые решения за рубежом, к сожалению, не приходится.
Регулятор понимает интерес граждан к процессу против Евроклир в Московском арбитраже, ведь они также столкнулись с ограничением своих прав. Однако информация, которая будет раскрыта в ходе этого разбирательства, является конфиденциальной, поскольку касается суверенных активов Банка России. Именно поэтому привлечение третьих лиц к данному делу представляется нецелесообразным.