Попробуем оценить эффективность проекта, исходя из данных, приведённых в книге. Цена ревизской души – до 500 руб., залоговая стоимость – 200 руб. Издержки Чичикова точно оценить нельзя – нет данных о структуре покупки. У Коробочки он купил 18 душ за 15 руб. всего; у Плюшкина – 198 душ по 32 коп. за штуку. Манилов ему души подарил, но цифра не приведена, нет данных и по Собакевичу, известно лишь цена – 2,5 руб. за душу. Разумно считать, что у них куплено по 100 душ (нет данных о различиях в смертности в двух поместьях), – это даёт 416 душ (из текста известно, что всего было более 400 душ). Тогда средняя цена – 70 коп. за душу при залоговой стоимости 200 руб. Блестящий результат, но высокая прибыль, как известно, связана с высоким риском.
Чичиков совершает одну ошибку – его маркетинг слишком агрессивен. Совершенно не нужно было пытаться покупать души у Ноздрева и Коробочки. Ноздрев просто ненадёжен, а у Коробочки куплено 18 душ – всего 4,5 % от общего числа. Самый сильный переговорщик Собакевич, по-видимому, сразу понял бизнес-идею Чичикова, поскольку предложил стартовую цену 100 руб., т.е. половину залоговой стоимости. Однако, пользуясь монопольным положением покупателя, Чичиков жёстко ведёт переговоры с Собакевичем и сбивает цену до 2,5 руб. Кстати, в последующих обсуждениях именно Собакевич высказал аргумент, которым защищался бы и Чичиков, – в момент покупки крестьяне были живы, но вполне могут умереть от болезней во время переселения.
Вторая крупная ошибка – временные рамки проекта. Первый этап прошёл хорошо – неделя в городе на предварительное изучение рынка, три дня поездок для переговоров с помещиками, завершение оформления документов на следующий день. Транспортные проблемы (пьяный кучер, поиск дороги) были несущественными. Однако Чичиков остаётся в городе ещё на несколько недель и теряет контроль над рисками: о скупке мёртвых душ становится известно как от Ноздрева, так и от Коробочки.
