
Девелопер #Самолет опубликовал отчет за первое полугодие 2025 года, и он получился противоречивым.
С одной стороны, компания смогла удержать выручку на уровне прошлого года — 171 млрд руб., а EBITDA выросла на 21%, до 52,1 млрд руб.. Если брать скорректированный показатель, то результат еще лучше — 57,5 млрд руб., что соответствует внушительной рентабельности 34%. Валовая прибыль поднялась на 5%, до 65,1 млрд руб., а операционная маржа выросла до 29%. Это говорит о том, что новая команда менеджмента добилась заметного повышения эффективности — коммерческие и административные расходы удалось сократить двузначными темпами.
Но слабое место отчёта — чистая прибыль. Она обвалилась на 62%, составив всего 1,84 млрд руб. Главная причина — дорогой кредитный ресурс: процентные расходы выросли на фоне высокой ключевой ставки ЦБ. При этом значительная часть прибыли распределяется в пользу неконтролирующих акционеров (миноритариев), что дополнительно «съедает» итоговый результат для мажоритариев.
По операционным показателям «Самолет» смотрится уверенно: продажи первичной недвижимости составили 121 млрд руб. (553 тыс. кв. м), что соответствует 96% прогноза компании. Средняя цена «квадрата» — 216,8 тыс. руб., а доля ипотечных сделок снизилась до 54% — сигнал, что спрос постепенно адаптируется даже без господдержки. Компания также впервые вышла на первое место в России по вводу жилья и сохранила лидерство по объёмам строительства.
Финансовая устойчивость остаётся приемлемой. При этом структура долга улучшается — доля обеспеченного долга выросла до 78%, что снижает кредитные риски.
📊 Касательно мультипликаторов:
🔹 EV/EBITDA: 3,6 — низкая оценка по операционной прибыли, компания выглядит недорогой.
🔹 P/E: 15 — справедливая оценка по прибыли, рынок оценивает акции умеренно.
🔹 P/S: 0,2 — очень низкий мультипликатор, рынок сомневается в качестве или стабильности выручки.
🔹 P/B: -10 — отрицательный показатель, у компании, скорее всего, отрицательный капитал (обязательства превышают активы). Это тревожный сигнал.
🔹 Рентабельность EBITDA: 33% — высокая операционная эффективность, бизнес приносит хорошие деньги от основной деятельности.
🔹 ROE: 14% — нормальная доходность на капитал, прибыль для акционеров есть.
🔹 ROA: 0,4% — крайне слабая отдача на активы, компания использует ресурсы неэффективно.
Самолет остаётся одним из лидеров отрасли, демонстрируя рост эффективности и масштабирование бизнеса (активы превысили 1 трлн руб.). Сдерживающий фактор — высокая ставка и процентные расходы, из-за которых чистая прибыль выглядит очень скромно. Однако при смягчении денежно-кредитной политики у компании есть шанс резко улучшить итоговые показатели.
Для инвестора это история про долгосрочный потенциал: Самолет наращивает масштабы и работает на будущее, но чистая прибыль пока страдает от дорогого долга.