🧮 Цены на такси и каршеринг в России продолжают стремительно расти, значительно опережая инфляцию, а проблема с мобильным интернетом в российских регионах встаёт всё более остро. И в таких условиях особенно интересно проанализировать, как чувствует себя крупнейший каршеринг-оператор страны Делимобиль.
📈 Выручка Делимобиля с января по июнь увеличилась на +16% (г/г) до 14,7 млрд руб. Этот рост обусловлен прежде всего увеличением среднего чека - стоимость аренды автомобилей действительно второй год подряд растёт высокими темпами, и я подтверждаю этот тренд, как регулярный пользователь сервиса. Причём здесь немало подводных камней:
▪️На операционном уровне ситуация выглядит менее радужно: количество проданных минут сократилось на -6% (г/г) до 851 млн., несмотря на расширение автопарка и выход в новые регионы.
▪️Проблемы с мобильным интернетом в ряде регионов страны в мае-июне, оказали и продолжают оказывать существенное влияние на бизнес, и по оценкам менеджмента Делимобиля, потери только от этого фактора составят около 10% от потенциальной годовой выручки.
▪️Ещё одним дополнительным фактором давления стала усилившаяся конкуренция в секторе каршеринга. В частности, Ситидрайв, входящий в экосистему Сбера, последние три года демонстрирует значительно более высокие темпы роста, и это продолжает тревожить акционеров Делимобиля.
Являясь дочерней структурой крупнейшего госбанка, Ситидрайв действительно имеет гораздо больше возможностей для расширения автопарка и увеличения рыночной доли в условиях жёсткой ДКП. Более того, в прошлом году Ситидрайв впервые вышел в прибыль, получив 1,9 млрд руб., в то время как Делимобиль едва избежал убытков, ограничившись тогда символической чистой прибылью.
📉 Но вернёмся к полугодовой фин. отчётности Делимобиля. Показатель EBITDA сократился на -34% (г/г) до 1,9 млрд руб. Основной причиной стал стремительный рост затрат, прежде всего на персонал. Менеджмент обещает, что основные инвестиции в операционную инфраструктуру уже сделаны, и в последующих кварталах издержки будут расти умеренными темпами. Что ж, поглядим, понаблюдаем.
📉 Так или иначе, отчетный период компания завершила с убытком в размере 1,9 млрд руб., тогда как годом ранее была зафиксирована прибыль в 0,5 млрд руб.
💼 Долговая нагрузка по соотношению NetDebt/EBITDA увеличилась до устрашающего значения 6,4х. При этом обнадёживающим фактором является то, что пик погашений по лизинговому и облигационному портфелям придётся на 2026 год. И если в экономике не произойдет форс-мажорных событий, а ЦБ продолжит активно снижать ключевую ставку, то компания сможет без особых проблем рефинансировать свои обязательства.
А вот если инфляционные или геополитические риски усилятся, и регулятор замедлит снижение "ключа", то Делимобилю даже может потребоваться допэмиссия акций, о которой пока не говорят вслух.
📣 После публикации отчетности менеджмент Делимобиля провел онлайн-конференцию, в которой мы конечно же поучаствовали, и основные тезисы которой предлагаем вашему вниманию:
✔️ В некоторых регионах сохраняются проблемы с мобильным интернетом и геолокацией, что вынуждает компанию перераспределять автомобили в другие регионы.
✔️ Запуск собственных СТО позволит сократить затраты на 20% на один автомобиль, сэкономив 0,5 млрд руб. во втором полугодии.
✔️ Высокие процентные ставки пока не позволяют расширять автопарк. Однако при ключевой ставке ниже 15% компания получит возможность для масштабирования.
✔️ Руководство ожидает показателя EBITDA по итогам года на уровне 7-8 млрд руб., что предполагает рост на 20-40% по сравнению с предыдущим годом.
👉 Если ориентироваться на нижнюю границу прогнозного показателя EBITDA, то акции компании сейчас торгуются с мультипликатором EV/EBITDA=8,1х. И даже несмотря на то, что бумаги находятся на исторических минимумах, этот показатель нельзя назвать привлекательным. Совершенно не удивлюсь, если впереди нас ждёт новая волна распродаж акций Делимобиля, на фоне опасений инвесторов относительно высокой долговой нагрузки компании. Спасёт этот кейс только агрессивное и безостановочное снижение "ключа"!

