Если вокруг много скептиков, значит, скорее всего, это не пузырь. Большинство инвесторов обычно смотрят максимум на 2–3 года вперед, а оценить сектор и компанию на горизонте 10–15 лет — задача непростая. Для этого надо или быть внутри событий или обладать чутьём настоящего визионера.
Да, сегодня оценки акций, особенно в сфере ИИ, выглядят сильно завышенными. Но устаревшие показатели вроде P/E зачастую уже не отражают реальности. Чтобы понять, есть ли переоценка, нужно заглянуть далеко за горизонт — это доступно немногим.
Классифицировал основные признаки так называемого «пузыря»
🫧 Компании, связанные с ИИ, стремительно растут в цене, несмотря на неопределенность относительно реальной отдачи технологий. Адам Слейтер, ведущий экономист Oxford Economics отметил, что такой рост сопровождается общим оптимизмом, который часто бывает не подкреплен фундаментальными показателями.
🫧 Ежегодные затраты на ИИ приближаются к сотням млрд долларов, а прямые доходы от ИИ-сервисов пока значительно ниже. Это классический симптом «иррационального изобилия», когда деньги вкладываются не в проверенные бизнес-модели, а в ожидания и хайп.
🫧 Много компаний на стадии идеи получают крупные инвестиции, но реальные продукты и прибыль часто отсутствуют. Это увеличивает риск краха, как это произошло с пузырём доткомов в начале 2000-х.
🫧 Говорят, что нынешняя ситуация может быть даже больше и разрушительнее, чем пузырь доткомов. Перекос в оценках вызывает опасения резкого падения акций технологических компаний и финансовых потерь.
🫧 Гонка за солнцем в инфраструктуре (дата-центры, энергопотребление) приводит к росту долгов у компаний, отсюда дополнительная угроза финансовой устойчивости.
🫧 Выраженный дисбаланс ожиданий и фактических результатов. Постоянный рост стоимости акций при отсутствии устойчивого роста доходов и прибыли – тревожный сигнал.
Появление этих признаков — явный сигнал, что с рынком ИИ что-то не так. Тем не менее, лично я считаю преждевременным называть текущую ситуацию пузырём: компании действительно прибыльны и продолжают рост. Они развиваются не за счёт дешёвых кредитов, а благодаря собственным доходам и инвестициям в инновации.
Вспомним, что и Сэм Альтман из OpenAI, и Джефф Безос признают наличие пузыря в ИИ-индустрии, но подчёркивают, что сама технология революционна и изменит мир.
Так что если вы смотрите на рынок без паники, инвестируете осознанно и готовы к долгой игре — сейчас отличное время для взвешенных решений, а не для страхов от «пузырей».
@ifitpro
#ИИ
#пузырь
Природа фондового рынка — пузырь. Большинство инвесторов ничего не понимают в бизнесе и, покупая бизнес, они покупают не долю, а красиво рассказанную историю про будущее.
Чтобы не купить пузырь, вы должны разобраться в бизнесе компании или найти компанию с отличной историей. История компании — это как кино: вы должны купить не фантастику, а документальное кино. Да, история — это документальный фильм!
Историю компании должен вам рассказать не продавец, а независимый участник.
⚡️Главное отличие документального кино — факты.
⚡️Главное отличие хорошей истории от плохой — подтверждённые данные, выраженные в цифрах.
Ну и как без нашего любимого P/E? Главный аргумент продавца — "дешево!" Недорого заплатить за долю прибыли компании преподносится как правильное решение разумного инвестора.
А заплатить высокий P/E продавцы преподносят как переоценку и падение цены акции уже скоро.
Посмотрите мои прошлые посты https://t.me/ifitpro/405. Если изучить P/E, то при растущем рынке всё совсем наоборот. По крайней мере, точно нет никакого прогнозного значения или закономерностей в P/E. Всегда нужно разбираться с каждым конкретным бизнесом отдельно! Изучить котировки компании, как менялась прибыль компании и почему.
Например, могут быть другие большие инвестиции, которые дадут отдачу только в будущем. Или прибыль была много лет на высоком уровне, но ключевое слово — была, и больше её не будет.
Выводы:
✅ Инвестору полезнее смотреть документальное кино про компанию, а не фантастику.
✅ Понимание сути бизнеса важнее, чем голые цифры и непонятные мультипликаторы, которые можно нарисовать любые, если вы не в теме.