“Пролив” Ормузского пролива
Давайте разберёмся с Ормузским проливом, этой «нефтяной артерией планеты». Через него проходит каждый пятый баррель мировой нефти и треть СПГ! Если его перекроют – пережмут кислородную трубку глобальной экономике. Мы писали об этом еще в 2024 году здесь и здесь. Сейчас уже ясно, что ничего перекрывать не будут, но историю вопроса неплохо бы знать.
🌍 История и контроль
Кто хозяин? Пролив контролируют Иран и Оман. Ещё в 1972-м они расширили свои территориальные воды до 12 миль, фактически «закрыв» пролив для свободного прохода. Военные корабли теперь обязаны запрашивать разрешение, правда, США это игнорируют (ну, им не привыкать).
Были ли блокировки? Полного закрытия никогда не было, но угрозы и атаки — да! Примеры: в 1980-х шла «танкерная война»: Иран и Ирак топили суда друг друга, но пролив работал под охраной ВМС США. В 2011 и 2019 Иран снова грозился перекрыть пролив (из-за санкций и конфликта с США), но ограничился учениями и захватом пары танкеров. Прямо сейчас (июнь 2025) иранский парламент проголосовал за блокировку после ударов США по ядерным объектам. Решение — за Высшим советом безопасности.
⚠ Что будет с нефтью?
Цена взлетит до небес? Уже после угроз в июне 2025 Brent подорожала на 5.7% (до $81.4). При реальном закрытии эксперты ждут $120–130 за баррель. Почему? Альтернативных маршрутов почти нет, танкеры не объедут!
Выиграет ли Россия?
Краткосрочно — да: бюджет на 30% зависит от нефтегаза. Но в долгой перспективе шок ударит по всем, включая РФ.
💥 Эффект домино: не только нефть
Побуду немного армагеддонщиком. Вообще-то я оптимист, но в данном случае армагеддонщики могут быть отчасти правы. Итак, что произойдет?
Наступит инфляционный ад. Нефть — основа 95% товаров. Подорожает всё: от бензина до еды и одежды. Центробанки запаникуют: что делать, снижать ставки (разгоняя инфляцию) или повышать (душа экономику)?
Случится логистический коллапс. Страховки танкеров взлетят на 15–20%, фрахт — тоже. Цепочки поставок рухнут, особенно в Европе и Азии.
Начнется геополитический пожар (вернее, продолжится с новой мощью). США ответят силой на блокировку (их корабли уже в регионе). В конфликт втянутся Саудовская Аравия, Израиль, ЕС, увы, риск большой войны высок.
Будет удар по бедным странам. Экономики вроде Пакистана или Шри-Ланки не выдержат скачка цен на топливо и продовольствие.
💎 Вывод
Ормуз — пороховая бочка. Даже угроза его закрытия поднимает цены на нефть, а реальная блокировка вызовет глобальный кризис (но ее не будет). Иран блефовал: полное перекрытие означало бы войну с половиной мира. Но нервы рынка на пределе — инвесторы уже скупали нефтяные фьючерсы! В любом случае, держите портфели диверсифицированными, друзья. Этот пролив может пролить ваши финансы сильнее, чем кажется.
P. S. Если вдруг увидите новость «Иран закрыл Ормуз» — не верьте, но готовьтесь к турбулентности. И да, держите часть сбережений в стабильных активах ;)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Наш бизнес — образование. У нас нет рекламы, платных закрытых каналов. Если вам нравится и полезно то, что вы читаете – поддержите нас репостом. Если нужно обучение по формированию портфеля, управлению капиталом, привлечению инвестиций (IPO/Pre-IPO) или персональное обучение – пишите мне напрямую @AlexPrmk.

Танкерные Войны
Продолжаю следить за ситуацией на Ближнем Востоке.
В настоящий момент взаимные удары Израиля и Ирана направлены на исключительно военные цели и цели ядерной отрасли Ирана. Сопутствующий ущерб получают также мирные жители. Нефть растёт на страхах, а значит её цена пока не обоснована, и вот почему.
Ормузский пролив или 20% мирового трафика нефти и газа, закрытие которого приведет к невероятному росту цен на нефтяные ресурсы. Но ведь его не закрыли и танкера ходят, зря боятся?
Последний раз, а именно с 1981 по 1988 год именно в этом проливе два государства, Иран и Ирак топили и выводили из строя корабли, что вызвало большую озабоченность в мире в логистической сфере морских перевозок. Тогда в 80е воевали два государства, с общей границей и общим заливом. Оба бюджета стран питались значительно от продажи энергоресурсов и транспортировали свои суда в Персидском заливе.
Первые нападения на суда были зафиксированы со стороны Ирака, а затем только со стороны Ирана. Было также известно, что Ирак поддерживали в войне ближневосточные страны, такие как Саудовская Аравия 🇸🇦 и Кувейт 🇰🇼, соответственно их корабли также становились целью.
Что сейчас? Израиль и Иран общей границы не имеют, общей морской зоны также нет. Персидский залив и Ормузский пролив использует Иран, соответственно закрывать пролив смысла нет. Израиль закрыть Ормузский пролив физически не имеет возможности.
На данный момент нет основ полагать, что произойдёт некий коллапс в логистике энергоресурсов, а значит цена на нефть завышена. Более того, те инвесторы которые покупают сейчас акции Нефтяных Компаний очень рискуют. Покупая по завышенным ценам и имея все шансы на деэскалацию конфликта, а также крайне низкие цены на нефть во втором квартале, что выразится в крайне негативных отчётах могут получить значительные бумажные потери. Это надо понимать.
"Я по телеку(в интернете) слышал, могут закрыть Ормузский пролив и цена улетит в небо"
Да, такое может случиться, но только в случае взаимных ударов по энергетике, а также военным базам США в регионе, и скорее именно США бы закрыли судоходство Ирана. Чем Иран для других стран.
Тут надо понимать также, кто и каким образом открыл воздушное пространство для самолётов Израиля? Если это Ирак и будет подтверждено конкретным постановлением, также может оказать эскалационное положение в регионе. Сирия и Иордания к заливу отношения не имеют.
На данный момент, я не покупаю нефть и акции нефтяных компаний, так как считаю, что риск не оправдан.
Остаётся наблюдать за ситуацией в регионе и в случае чего уже принимать конкретные действия.
Прежде чем делать что-то, необходимо хорошо подумать, а стоит ли ?
Всем хороших выходных, берегите себя и свои капиталы 🖐️
#Ормузскийпролив #купинефть #ВесёлыйЛосьИнвестиции
