
Согласно данным Росстата, после 5 недель дефляции вновь зафиксирована небольшая инфляция в +0,02%. По нашему мнению, символический прирост инфляции подтверждает общий тренд на снижение инфляции. Последний обусловлен как сезонным снижением цен на овощи и фрукты, так и общим замедлением спроса на фоне охлаждения экономики. Годовая инфляция на 25 августа оценивается в 8,46%.
Однако, согласно последнему опросу ЦБ, население ожидает рост цен 13,5% на год вперед, что отражает возможные инфляционные риски, а наблюдаемая инфляция и вовсе составила 16%, что, мягко говоря, не очень укладывается в официальную статистику успешной борьбы с инфляцией.
По нашему мнению, в качестве инфляционных факторов на будущий год можно выделить:
— Дефицит рабочей силы и рост зарплат: хроническая нехватка кадров (особенно в оборонном секторе) приводит к росту реальных зарплат, что подпитывает инфляцию.
— Военные расходы и бюджетный дефицит: расходы на оборону стимулируют рост, но также инфляцию.
— Внешние факторы: падение цен на нефть и глобальные торговые споры ослабляют рубль, добавляя инфляционный импорт. Санкции усугубляют дисбалансы.
— Сезонные эффекты: в августе дефляция обусловлена удешевлением овощей (-3,7% на плодоовощную продукцию), но цены на мясо и услуги растут.
Совокупность обозначенных факторов создает противоречивую картину для ЦБ. С одной стороны, требуется не допустить чрезмерного охлаждения экономики (прямо наблюдается давление на ЦБ в этом вопросе), с другой стороны, инфляционные ожидания и наблюдаемая инфляция выросли. Поэтому регулятор на ближайшем заседании, вероятно, снизит ключевую ставку на 1%, дабы дождаться устойчивого снижения инфляционных ожиданий.
Впрочем, такой факт вызовет у рынка разочарование, потому следует быть готовым к коррекциям как на облигационном так и на фондовом рынке. Однако эти коррекции разумно использовать для входа в подешевевшие активы, так как долгосрочный цикл на понижение ключевой ставки по-прежнему остается значимым.