Слухи о том, что Венгрия может стать площадкой для гипотетической встречи Путина и Зеленского, имеют под собой веские основания. Давайте порассуждаем системно.
Почему Венгрия — главный фаворит в «гонке» за эту встречу?
1. Позиция Виктора Орбана — «посредника». Премьер-Венгрии сознательно занимает наиболее пророссийскую позицию в ЕС и НАТО. Он:
* Регулярно выступает против санкций ЕС на Россию и критикует военную помощь Украине.
* Поддерживает диалог с Москвой, единственный среди лидеров ЕС регулярно встречается с Путиным (их встреча в Китае в октябре 2023 года — яркий пример).
* Позиционирует себя как голос мира и реализма, утверждая, что Запад проигрывает войну и нужно договариваться. Это делает его потенциально приемлемым посредником для Кремля.
Нейтральный статус для России. Для Путина приехать в страну, которая является членом НАТО и ЕС, но при этом ее лидер открыто саботирует общую политику альянса, — это лучший вариант. Это не «поездка к противнику», а визит к «недружелюбному, но конструктивному партнеру». Будапешт воспринимается Москвой как «окно в Европу».
Безопасность и контроль. Венгрия — спокойная страна с надежными спецслужбами, способными обеспечить безопасность на высочайшем уровне. Риски инцидентов или публичных протестов, которые могли бы сорвать встречу, здесь ниже, чем, например, в более проукраинских странах Восточной Европы.
Символический жест для Украины. Для Зеленского поездка в страну-члена НАТО и ЕС, даже с недружественным лидером, все же лучше, чем встреча в Турции или другой нейтральной стране. Это хоть какая-то форма «западной легитимации» процесса. При этом Орбан, критикуя помощь Украине, всегда подчеркивает, что хочет «мира», а не победы России, что позволяет Киеву хоть как-то «продать» эту локацию своему обществу.
Какие еще страны рассматриваются и почему?
Помимо Венгрии, есть еще несколько вероятных кандидатов:
Турция: Главный конкурент Венгрии. Эрдоган уже успешно выступал посредником (сделка по зерну, обмен пленными). Турция — член НАТО, но проводит независимую политику и имеет хорошие отношения с обеими сторонами. Минусы для России: Турция слишком сильный и самостоятельный игрок, Эрдоган может оказывать давление. Минусы для Украины: Эрдоган иногда действует в пользу России (например, по вопросу вступления Швеции в НАТО).
ОАЭ / Саудовская Аравия: Богатые нейтральные монархии с огромными дипломатическими амбициями (уже медиировали при обмене пленными). Они могут обеспечить роскошь и безопасность. Минусы: Слишком далеко и символически не связаны с этим конфликтом. Это выглядело бы как побег от проблемы, а не ее решение.
Китай: Пекин предлагал себя в качестве посредника. Минусы: Для Украины это абсолютно неприемлемо из-за пророссийской позиции Китая и его «безлимитной дружбы» с Москвой. Для Запада это также нежелательный сценарий, усиливающий Китай.
Белоруссия / Армения / Азербайджан: Не рассматриваются. Первая — «союзник агрессора», вторые — сами зоны нестабильности и конфликтов.
Что означают эти слухи? Главный вывод.
Тот факт, что слухи о Венгрии стали главными, говорит о двух вещах:
1. Запад (в лице Трампа) ищет обходные пути. Поскольку прямые переговоры с позиции силы невозможны, идет поиск площадки, где можно начать разговор о создании мирного плана, что де-факто выгодно России.
2. Роль Орбана резко возрастает. Он из маргинала, которого терпят в ЕС, может превратиться в ключевого дипломатического игрока, если станет площадкой для переговоров. Это его стратегическая цель — повысить свой вес и вес Венгрии в мировой политике.
В итоге: Выбор Венгрии стал бы компромиссом, максимально удобным для России и Трампа, терпимым для Зеленского (под огромным давлением) и крайне неприятным для «ястребов» в ЕС и США, которые видят в Орбане предателя общей линии. Если встреча вообще состоится, Будапешт — один из самых вероятных кандидатов. Но кажется, ударами по нефтепроводу «Дружба» Киев делает все, чтобы это была не Венгрия.